Памятник древней культуры хал — сафлиени

Мальта

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Крохотная Мальта прославилась на весь мир своими мегалитическими храмами. Считается, что эти уникальные древние постройки приблизительно на тысячу лет старше Египетских пирамид! Сегодня сложно представить, что древние люди без каких-либо замысловатых приспособлений смогли соорудить подобные храмы.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

На островах Мальтийского архипелага открыто множество древних храмов, причем исследования ведутся и по сей день. Предполагается, что где-то в земле кроются и другие древние культовые постройки, однако сверху они закрыты современной застройкой, поэтому обнаружить их крайне сложно.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

На фоне других мегалитических храмов Мальты выделяется подземное святилище Хал-Сафлиени. Оно расположилось в населенном пункте Паола на главном острове архипелага – самом острове Мальта.

Этот мегалитический храм в 1980 году был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО под особым номером, в то время как все остальные хорошо сохранившиеся мегалитические храмы Мальты входят туда под одним общим номером.

Хал-Сафлиени нередко называют Гипогеем.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Структура древнего храма Хал-Сафлиени включает в себя 34 помещения, которые были выдолблены в известняковой породе. Возраст этого храма превышает 6000 тысяч лет. О дате строительства данной постройки ученые сделали вывод по найденной в храме керамике, которая относится к периоду Гхар Далам.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

С открытием этого древнейшего подземного храма на нашей планете связана одна очень любопытная история. В 1902 году рабочие строили канализацию и случайно наткнулись на это древнее культовое сооружение.

И даже не смотря на то, что рабочие сразу поняли, что эта постройка очень древняя, они использовали помещения храма для сброса строительного мусора. К счастью, позже находка строителей привлекла внимание иезуитского отца Эммануила.

Именно этот человек произвел здесь первые раскопки.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Помещения подземного храма Хал-Сафлиени внутри имеют форму конуса либо яйца. Во время раскопок в этих помещениях было найдено огромное количество останков людей и принесенных в жертву животных.

Стены древнего храма сохранили геометрические узоры, которыми они были украшены. Кроме того, здесь были найдены подтверждения применения охры для проведения различных ритуалов.

Отсюда были сделаны выводы о том, что Хал-Сафлиени когда-то являлся и храмом, и местом захоронения людей.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Конструкция Хал-Сафлиени разделена на три яруса, которые располагаются друг над другом. Многочисленные помещения древнего храма напоминают лабиринт.

Людей здесь хоронили на протяжении очень продолжительного промежутка времени, на территории подземного храма было найдено приблизительно семь тысяч захоронений, а это просто огромное количество людей для той эпохи, когда функционировал Хал-Сафлиени.

Когда место заканчивалось – в известняке выдалбливали все новые гроты-могилы. В результате площадь подземного храма увеличилась до цифры 480 квадратных метров.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Первый ярус Хал-Сафлиени расположился на глубине десяти метров под землей. Примечательно, что отдельные помещения этого яруса – пещеры, образовавшиеся естественным путем. Однако позднее, когда храму потребовались новые площади для захоронения людей, эти пещеры были искусственно увеличены в размере древними людьми.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Самые важные комнаты подземного святилища расположились на втором ярусе – это главная комната, непосредственно комната святилища, а также очень интересная комната – комната оракула. В главной комнате располагалась фигурка спящей дамы.

На третьем ярусе археологи не нашли останков людей и следов жертвоприношений животных, вероятно, на этом ярусе находилось хранилище для зерна. В древнем подземном храме были найдены различные статуэтки, амулеты, украшения.

Теперь они все, включая фигурку спящей дамы из главной комнаты, хранятся в музее археологии. В этом же музее находятся и найденные в храме кости.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Что касается комнаты оракула, то она интересна тем, что если сказать в ней что-либо низким мужским голосом – то сказанное будет услышано в любом из помещений Хал-Сафлиени. А вот любые другие звуки в остальных помещениях не слышны. Еще любопытна нижняя комната – в нее приводит лестница, которая заканчивается выше уровня пола на несколько метров.

На сегодняшний день туристы со всех уголков нашей планеты прилетают на Мальту, чтобы своими глазами увидеть древнейших храм. Однако Хал-Сафлиени принимает не более 80 гостей в день. Это необходимо для обеспечения сохранности древнего сооружения. Поэтому чтобы попасть внутрь Хал-Сафлиени, необходимо забронировать место заранее. В храме запрещено делать какие-либо снимки, даже без вспышки.

На протяжении четырех лет, с 1992 по 1996 год, подземное святилище было закрыто для туристов, поскольку там проходили реставрационные работы. После реконструкции в древнем храме появилось современное фойе, кафе, видеозал, металлические лестницы, перегородки, а также специальное освещение. Тем не менее, более половины комнат Хал-Сафлиени закрыта для посещения.

 Загрузка …

Источник: http://pro-turizm.com/podzemnoe-svyatilishhe-xal-saflieni.html

Хал-Сафлиени: загадка древних катакомб

Много загадок и тайн хранит в себе гипогей (подземный храм) Хал-Сафлиени, расположенный в городе Паола на Мальте.

По мнению ученых, он был вырублен в толще известняковой скалы около шести, а то и семи тысяч лет назад.

То есть Хал-Сафлиени на целую тысячу лет старше египетских пирамид в Гизе, которые считались самыми древними памятниками архитектуры в мире.

Но какая цивилизация построила многоуровневый разветвленный лабиринт? Какие функции выполняло это подземное сооружение? Наконец, куда делись чудесные строители, все следы которых теряются во времени? Точного ответа на эти вопросы наука пока дать не может.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Открытие мирового значения

Хал-Сафлиени был открыт совершенно случайно. В 1902 году в пригороде Паолы велось интенсивное жилищное строительство. Строители, приступив к сооружению очередного дома, пробили в скале колодец, в котором предполагалось установить цистерну для сбора воды. При этом выяснилось, что в толще скалы имеется какая-то полость.

И хотя было ясно, что пещера имеет искусственное происхождение, застройщики, не желая терять прибыль от выгодной концессии, приказали продолжать работы. А в пещеру стали сбрасывать строительный мусор.

Однажды стройку посетил иезуит отец Эммануил. Он сумел осознать значение этой находки и добился у городских властей разрешения начать раскопки. Внутри подземной полости со множеством конусообразных и яйцеобразных помещений иезуит обнаружил человеческие скелеты, из-за чего вначале предположил, что здесь находится кладбище катакомбной церкви первых лет христианства.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Но этому предположению противоречило отсутствие какой-либо христианской символики внутри пещеры. Стены были покрыты геометрическими узорами, в основном в виде спиралей. Кроме человеческих, были найдены останки жертвенных животных, что также опровергало первоначальную гипотезу.

После смерти отца Эммануила в 1907 году раскопки продолжил мальтийский археолог Теми Заммит. Наиболее значительным из его открытий является «Палата оракула» с удивительными акустическими свойствами, о которых речь пойдет ниже. Исходя из этого, Заммит предположил, что в храме в эпоху Античности находился оракул, паломничества к которому совершали жители всех стран Средиземноморья.

Мария Гимбутас, американский археолог и культуролог литовского происхождения, предположила, что Хал-Сафлиени был святилищем богини женского плодородия, Матери-Земли. Такой вывод она сделала на основе того, что некоторые помещения гипогея имеют форму материнского чрева.

Кроме того, при раскопках была обнаружена небольшая глиняная фигура тучной женщины, лежащей на боку в позе эмбриона (именно в такой позиции находится и большинство из семи тысяч человеческих останков, обнаруженных в погребальных камерах Хал-Сафлиени). Эта статуэтка получила название «Спящая праматерь».

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Большинство исследователей в настоящее время считают Хал-Сафлиени подземным храмом, посвященным культу рождения и смерти. В нем 34 помещения, расположенных на трех уровнях на площади около 500 квадратных метров. Они соединены переходами-туннелями и лестницами. Это довольно запутанный лабиринт, в котором легко заблудиться новому человеку.

В 1980 году гипогей включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества.

«Палата оракула»

Это, пожалуй, самый интересный объект. Он находится на втором уровне гипогея. В этой комнате вровень с лицом человека среднего роста есть небольшая овальная ниша. Если что-то в нее сказать низким голосом, звук, многократно усиленный, разнесется по всем подземным помещениям. Но если вы произнесете что-либо голосом высоким, вас не услышат даже те, кто стоит неподалеку.

Акустические исследования, проведенные мальтийским композитором Рубеном Зарой и группой итальянских ученых, показали, что звук в «Палате оракула» резонирует на частоте 110 герц, что соответствует частотам резонанса во многих других древних культовых сооружений, в частности в ирландском Ньюгрейндже.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Подобные акустические эффекты оказывают огромное влияние на психику людей. По мнению ученых, резонансный звук на подобной частоте как бы включает ту область головного мозга, которая отвечает за настроение, сопереживание и социальное поведение. Кроме того, человек, находящийся в гипогее, чувствует эту звуковую вибрацию всеми тканями и костями своего тела.

Это ведет к некоторому изменению сознания и, вероятно, усиливает мистические ощущения во время религиозных ритуалов. Это при условии, что Хал-Сафлиени действительно создавался как подземный храм. Но есть и другая гипотеза предназначения «Палаты оракула», о которой будет сказано далее.

Камера, из которой не возвращаются

На третьем уровне гипогея имеются ниши, названные погребальными камерами, поскольку в некоторых были найдены человеческие останки. Они так малы, что заглянуть в них можно лишь встав на колени, а внутрь попасть — только ползком. Все камеры глухие, и всего одна имеет в противоположной стене отверстие, уводящее в темный туннель.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

В 1940 году гипогей посетила известная исследовательница Луиза Джеззап, работавшая в английском посольстве на Мальте. Во время экскурсии ей удалось уговорить гида, чтобы тот позволил ей проникнуть в эту таинственную нишу.

Тот сначала не соглашался, но в конце концов вынужден был отступить под напором эксцентричной иностранки, лишь предупредив, что это очень опасно и он не отвечает за последствия.

Мисс Джеззап взяла свечу и велела своим друзьям взять в руки ее длинный шарф, чтобы страховать женщину. Протиснувшись в отверстие, отважная исследовательница обнаружила, что стоит на небольшом выступе скальной породы на краю узкой, но, вероятно, очень глубокой пропасти, за которой просматривались очертания огромного зала.

На другой стороне пропасти, чуть ниже, был такой же выступ, а сразу за ним начинался туннель, ведший куда-то вглубь скалы. Возле него мисс Джеззап увидела каких-то волосатых существ, которые были похожи на людей. Они запустили в женщину камнем. Перепугавшись не на шутку, мисс Джеззап бросилась назад. Гид совсем не удивился ее испугу. Похоже, он прекрасно знал, что она могла там увидеть.

А через неделю после этого в гипогее пропала группа из 30 школьников вместе со своим учителем. Оказалось, они полезли именно в тот туннель, откуда сбежала мисс Джеззап. Случайно или нет, но в этом проходе сразу же произошел обвал.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Поисковые партии раскопали лаз, но нашли лишь обрывок страховочной веревки, которую тянули за собой экскурсанты от погребальной камеры. Она была перерезана чем-то острым. Никаких следов детей и их наставника найти не удалось.

Читайте также:  Салат с запеченной курицей и перепелиными яйцами

Потом мальтийцы слышали детский плач и крик, доносившиеся из-под земли в самых разных частях острова. Но точно установить, откуда шли эти звуки, так и не сумели. Поговаривают, что сеть катакомб проходит под всем островом и даже за его пределами, якобы доходя даже до Италии, так что немудрено в этом лабиринте затеряться навеки. А начало свое он берет именно в гипогее.

Защитное убежище

Но кто соорудил такое подземное чудо? И куда исчезла эта древняя цивилизация?

Астрофизик Анатолий Григорьевич Иванов считает, что в Хал-Сафлиени более шести тысяч лет назад жили переселенцы из звездных систем Немезиды и Сириуса.

Что и говорить, гипотеза выглядит привлекательно. Но наш уважаемый ученый почему-то считает, что в те незапамятные времена земляне просто-напросто не могли иметь технологий, рассекающих скальные породы с легкостью ножа, входящего в брусок сливочного масла. Значит, это могли сделать только пришельцы со звезд.

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

А если все же была высокоразвитая древняя цивилизация, и седой миф об Атлантиде не является чьей-то досужей выдумкой? Почему бы не предположить, что Хал-Сафлиени был большим убежищем, куда пряталось население при угрозе ядер-ной атаки и прочих опасностей?

Тогда легко объясняется и наличие в одном месте семи тысяч останков людей, погибших, вероятно, одновременно, став жертвами страшной войны, погубившей эту цивилизацию. Скорее всего, и ниша в «Палате оракула» — средство оповещения невольных обитателей этого самого древнего защитного бункера.

Исходя из этой гипотезы, можно объяснить и загадку самой нижней комнаты гипогея. Ступени, ведущие в нее, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Почему? Скорее всего, здесь был бассейн, заполненный водой, которую брали для приготовления пищи и прочих хозяйственных нужд.

Думается, гипотеза о древнем защитном убежище имеет такое же право на существование, как и все прочие. А подземным святилищем Хал-Сафлиени стал позже, в античные времена.

Люди, заселившие Мальту, воспользовались плодами трудов более древней, не известной нам цивилизации. Так это или нет, но загадки Хал-Сафлиени по-прежнему волнуют ученых, и поток туристов, желающих посетить гипогей, не иссякает.

Николай ВАЛЕНТИНОВ

Источник: http://paranormal-news.ru/news/khal_saflieni_zagadka_drevnikh_katakomb/2016-01-12-11752

Святилище Хал-Сафлиени – Всемирное наследие ЮНЕСКО – Арриво

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Страна: МальтаГород: ПаолаКатегория: архитектура

Святилище Хал-Сафлиени – это исключительное культурное наследие древности, которое было создано в середине третьего тысячелетия до нашей эры и ныне является единственным в мире известным примером мегалитического подземного храма времен бронзового века.

Интересно и то, что этот древнейший гипогей был обнаружен совершенно случайным образом в 1902 году, когда строители прокладывали через эту местность канализацию. Занятная находка привлекла внимание иезуитского отца Эммануила, который и дал начало раскопкам святилища.

Позже его сменил местный археолог Теми Заммит, сделавший большое число археологических находок, включая кости умерших, украшения в виде бус и амулетов, керамику, а также разнообразные фигурки животных.

Хал-Сафлиени представляет собой лабиринт подземных катакомб, ведущих к эллиптическим камерам разного размера, выдолбленным прямо в толще известняка. Мегалитические стены этого доисторического ансамбля выстроены при помощи циклопической кладки, т.е. путем нагромождения друг на друга больших каменных блоков без использования какого-либо скрепляющего раствора.

Всего здесь насчитывается 34 помещения, часть из которых имеют куполообразный свод, а также подобие дверных проемов. Все это говорит о том, что изначально гипогей задумывался как святилище или храм оракула, но, впоследствии, был преобразован в некрополь, где обрели вечный покой останки большинства здешних жителей того времени.

Всего в катакомбах Хал-Сафлиени были обнаружены кости свыше семи тысяч человек.

Верхний уровень святилища включает большой котлован с центральным проходом, ведущим к погребальным камерам, выдолбленным с двух сторон. Средний уровень примечателен множеством различных камер с весьма гладкими стенами, создающими иллюзию кладки. Это действительно впечатляет, если учесть, что в распоряжении строителей были только кремниевые инструменты.

Отдельного внимания заслуживает «Комната оракула», где звук громко произнесенного мужского голоса разносится по всему святилищу, а все другие остаются не слышными даже в соседних залах. Нижний уровень интересен комнатой, в которую ведет лестница, чьи ступени обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола.

В 1980 году Хал-Сафлиени было включено в список охраняемых культурных объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Святилище Хал-Сафлиени – практическая информация

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

thinkstockphotos.com, flickr.com

Источник: http://www.arrivo.ru/unesco/svyatilishe-hal-saflieni.html

Таинственный Гипогей Хал Сафлиени

Настоящей гордостью жителей Мальты является древний мегалитический храм Хал Сафлиени, построенный примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры. В свое время информация о присутствии этого исторического памятника на территории Мальтийского архипелага стала настоящей сенсацией.

До сих пор ученые мужи, занимающиеся археологией и историей, настаивают на признании мегалитического храма восьмым чудом света. Мы уже писали про этот объект в статье про достопримечательности государства в Средиземном море.

Сегодня мы познакомим вас с самой интересной информацией, касающейся таинственного Гипогея Мальты.

Страницы истории…

Памятник древней культуры Хал - Сафлиени

Про уникальный Гипогей (Мальта) стало известно в 1902 году, и то очень узкому кругу людей. В начале XX века в мальтийском городе Паола проходили ремонтные работы канализационной системы. В ходе строительства рабочим пришлось разрушить скалу. Проведя необходимые манипуляции, мужчины поняли, что перед ними находится памятник древней архитектуры государства. Несмотря на это, они никому не сообщили о находке и, к большому разочарованию сегодняшних ученых, стали использовать яму для сбрасывания строительного мусора.

Это интересно! Если бы строители задели главный вход в храм, то, вполне возможно, человечество так и не узнало бы о существовании Хал Сафлиени.

Хал Сафлиени использовался как свалка недолго. Интересной постройкой заинтересовался отец Эммануил, состоящий в ордене иезуитов. Он организовал в Гипогее раскопки, в ходе которых было обнаружено, что подземные помещения имеют яйцеобразную и конусовидную форму.

Во многих «комнатах» покоились останки людей (примерно семь тысяч человеческих захоронений.) и животных, использовавшихся для жертвоприношений. Стены храма покрывали геометрические спиралевидные узоры, были замечены многочисленные следы использования охры.

Также учеными было обнаружено немало артефактов, например, статуэтки крупных женщин, похожих на палеолитических венер.

Все эти находки трактуются по-разному: кто-то считает, что в Хал Салфиени проводились ритуалы, связанные с почитанием Богини Матери, другие называют это место подземным кладбищем, третьи – что здесь обучались жрицы, исповедующие культ Богини Матери.

После смерти первого археолога – отца Эммануила, раскопками в Гипогее занялся Теми Заммит. Именно он обнаружил в храме так называемую «палату Оракула», в которой были замечены необычные акустические свойства.

Ученый предположил, что Хал Сафлиени в прошлом был популярным местом среди паломников из государств Средиземноморья, которые преодолевали многие километры для того чтобы услышать предназначенное для них предсказание.

На самом деле точный возраст Гипогея Мальты назвать сложно. Некоторые ученые считают, что его построили в пятом тысячелетии до нашей эры, другие уверяют, что храм был высечен в скале в четвертом тысячелетии. Самой молодой оценкой возраста Хал Сафлиени является 2 400 год до нашей эры.

Само собой, мегалит в городе Паола не мог быть построен за короткий промежуток времени. Самая распространенная версия о возрасте храма выглядит следующим образом: мегалитический Гипогей был возведен в 3 600 году до н.э. Верхний уровень Хал Сафлиени был «выдолблен» в 3 600-3 300 годах до н.э., средний уровень – в 3 300-3 000 году до н.э.

, и самый молодой, нижний уровень – в 3 150- 2 500 году до н.э.

На заметку! Хал Сафлиени старше пирамид в Гизе и Стоунхенджа в Британии более чем на тысячу лет!

В 1980 году знаменитая организация ЮНЕСКО внесла Хал Сафлиени в список Всемирного наследия как культурный объект. Мальтийская достопримечательность стала 130 номером в известном списке.

В конце прошлого века главный мегалит Мальты был отреставрирован. Внутри появились железные поручни, были ликвидированы опасные участки, пребывавшие в аварийном состоянии, появилось освещение, кафетерий, видеозал и многое другое.

Описание храма Хал Сафлиени

Гипогей Мальты является подземным мегалитическим храмом, расположенным на острове Мальта в городе Паола. Многие справочники для туристов переименовали труднопроизносимое мальтийское название Хал Сафлиени на более простое английское слово Hypogeum (произносится Хайподжиум). Название храму было дано в честь улицы, на которой он был обнаружен.

На заметку! Латинское слово «гипогей» переводится как «подземный храм».

Мегалитический мальтийский храм занимает площадь, равную 500 квадратных метров. Его помещения были выдолблены в толще известняка на разных уровнях.

Всего в Гипогее обнаружено 34 «комнаты», к которым относятся помещение с оракулом, яйцеобразная палата главной Матери, многочисленные туннели с проходами, залы и дверные проемы, лестницы, могильные ниши и др. Специалисты отметили, что помещения Хал Салфиени имеют сходства с наземными мальтийскими храмами.

Главный зал Матери имеет изогнутые стены – это говорит о том, что древняя цивилизация поклонялась Матери-Земли. Подтверждают эти догадки и артефакты, найденные в помещениях Гипогея (статуэтки, вазы, амулеты и др.).

Самой старой частью Хал Сафлиени является верхний уровень. Исследователи считают, что древние мальтийцы на первых порах строительства увеличивали естественную пещеру.

Со второго уровня Гипогея начинаются основные залы и помещения, а также появляется художественное оформление стен святилища. Рядом с залом Матери была обнаружена небольшая пещера, которая, скорее всего, предназначалась для содержания жертвенных животных.

Знаменитая статуэтка крупной женщины (палеолитической венеры) была обнаружена в этой каверне.

Это интересно! Сама статуэтка мальтийской женщины вызывает много споров. Она изображает полную женщину, лежащую на боку. Некоторые считают, что мальтийская венера о чем-то мечтает, другие – что она изображает жрицу, которая находится в трансе, третьи – что это символ смерти. Кстати, Венера из Гипогея является самой красивой статуэткой, найденной в храмах на Мальте.

В самой нижней секции храма имеется комната, ступени которой резко обрываются – дальше следует ничем не обозначающий себя тоннель, ведущий вниз (правильнее сказать обрыв).

Специалисты считают, что это помещение использовалось как склад, т.к. во время раскопок здесь не оказалось ни одних останков человека или животного.

Данный уровень Гипогея строился как раз в то время, когда таинственная цивилизация исчезла с острова.

Еще одним примечательным помещением святилища является так называемая палата «Holy of Holies». В ее внутренней архитектуре присутствует изящный фасад с привычным для нас проемом двери, который был вырезан древними умельцами в известняковой скале. Такие входы в помещения можно увидеть во многих наземных храмах Мальты.

Однако самым известным феноменом Гипогея является уникальная комната «Оракула», расположенная на втором уровне храма. Внутри этого помещения находится небольшая ниша в форме овала, расположенная на уровне лица взрослого человека. Если в эту нишу сказать что-нибудь низким (мужским) голосом, то речь разнесется по всем помещениям Хал Сафлиени.

Читайте также:  Как просить подарки у мужчин: женские хитрости успеха

Также в комнате Оракула есть ниша, на которой сохранились следы красной охры. Потолок помещения украшен спиралевидным орнаментом, нарисованным той же охрой. Специалисты считают, что эти художества являются символом Древа Жизни. Второй исследовать Гипогея Теми Заммит высказал свою точку зрения.

По мнению ученого, святилище в далеком прошлом служило местом пребывания Оракула, который стремились посетить многие люди из Средиземноморья.

На третьем уровне Гипогея, недалеко от пола последнего помещения, вырезано немного камер, предназначенных для погребения. Эти ниши имеют совсем маленький — размер, для изучения внутреннего «мира» камеры необходимо опуститься- на колени. Исследователи заметили, что одна из этих ниш не является тупиком, а ведет дальше в неизведанные пустоты таинственного Хал Сафлиени.

Ученые, изучающие мальтийский Гипогей, сходятся во мнении, что храм построили люди, владевшие математикой. Построенные ими могильники, храмы, дольмены и пр. предназначались для культовых мероприятий – ритуалов, и служили местами проведения религиозных служб и жертвоприношений.

Практическая информация для туристов

Вход в Гипогей города Паола возможен только по предварительному заказу билетов. Задуматься об их приобретении нужно заранее (бывалые путешественники говорят, что не позже чем за два месяца). Приобретаются билеты в Интернете на официальном сайте храма Хал Сафлиени. У каждого туриста есть возможность выбрать удобную дату и время посещения святилища.

Во внутренние помещения Гипогея разрешено заходить группами, в составе которых должно быть не больше десяти человек. Их в обязательном порядке сопровождает экскурсовод. Маленьких детей в храм не пускают. Делать фотографии и снимать на камеру любого устройства запрещено. Также гостям объекта придется на время оставить свои сумки и гаджеты в специализированной камере хранения.

На заметку! Каждый день Гипогей осматривает 80 человек (т.е. проводится 8 экскурсий). По правилам, за сутки внутрь храма нельзя запускать большее число экскурсантов.

В начале экскурсии ее участникам демонстрируется выставка экспонатов, найденных в Хал Сафлиени, и показывается фильм (на английском языке). Поле этого вступления туристы с гидом начинают осмотр самой известной достопримечательности острова Мальта.

Гипогей поражает гостей своей мощью, величием и историей, вызывая самые разные эмоции: от восхищения до неподдельного ужаса.

Полный билет в храм для взрослого человека стоит двадцать евро, для подростка (от 12 до 17 лет) – пятнадцать евро, для детей (от 6 до 12 лет) и пожилых граждан (от 60 лет) – 10 евро.

Обратите внимание! В святилище можно попасть из Валлетты в составе специальной группы. Билеты на экскурсию из столицы Мальты можно приобрести в музее изящных искусств. Другой вариант – обзавестись заветными талонами в музее археологии города Виктория, расположенного на острове Гозо. Специальные экскурсии в Хал Сафлиени проводятся в полдень в 16 часов дня.

Рядом с Гипогеем имеется еще один комплекс, известный под названием Таршинские храмы. О нем, а также других мегалитах Мальты, мы расскажем в отдельной статье «Мегалитические храмы и комплексы государства Мальта».

Чудеса и тайны Гипогея

Древнее святилище окутано множеством необычных событий, тайн и загадок. О некоторых мы написали ниже.

  1. В 1940 году в британском посольстве на Мальте работала исследовательница Луиза Джеззап. Она решила осмотреть Гипогей и отправилась на прогулку по храму вместе с экскурсионной группой и гидом. В тот день англичанку явно потянуло на приключения. Она решила заглянуть в таинственную пещеру, недоступную для осмотра. Гид ее отговаривал, но, в конце концов, леди убедила экскурсовода. Луиза подожгла свечу и для страховки обтянула себя длинным шарфом как веревкой. Протиснувшись в узкий проход, женщина поняла, что стоит над пропастью на небольшом выступе. Немногим ниже был вырезан такой же выступ, от которого начиналась неизвестная пещера. Повернувшись, мисс Джеззап оторопела: с другой стороны тоннеля стояли страшные существа, покрытые шерстью. Они пытались задуть свечу, находящуюся в руках у Луизы. После тщетных попыток неизвестные жители Гипогея метнули в англичанку что-то влажное и мягкое. Все экскурсанты в ужасе отпрянули назад к тому месту, где стоял гид. Увидев испуганные лица, работник Хал Сафлиени не был удивлен и дал понять, что прекрасно знает о таинственных обитателях храма.
  2. В том же году, через неделю после описанных выше событий, в Хал Сафлиени прибыла группа школьников с учителями (в общей сложности тридцать человек). Проходя по пещерам Гипогея, любопытные экскурсанты захотели заглянуть в неисследованный туннель. Протиснувшись в узкое отверстие, группа исчезла навсегда. Многие жители Мальты уверяли, что слышали в своих домах, расположенных на разных частях острова, детский плач и крик. Поисковые операции, проводимые в храме после того случая, оказались безрезультатными. Все, что смогли найти спасатели, это кусок веревки, который был аккуратно отрезан острым предметом.
  3. Мисс Джеззап вновь посетила Гипогей после случая с пропажей школьников. Найти прежнего гида ей не удалось. Более того, работающие в святилище сотрудники уверяли ее, что не знают, кого она ищет. Англичанка пошла к месту, где пропали дети. Им оказалась та самая пещера, где она видела волосатых существ. Через некоторое время этот тоннель осыпался.
  4. Современный исследовать Анатолий Иванов выдвинул свою точку зрения, объясняющую нетипичное для того времени строительство выдающегося мегалита Мальты. По его мнению, земляне не могли иметь технологий, знаний и оборудование, способное вырезать из камня фигуры, прокладывать подземные тоннели и создавать масштабные храмы. Астрофизик считает, что это дело рук пришельцев.
  5. Согласно античным источникам, подземные ходы под островом на самом деле выходили далеко за его пределы. Они продвигались в разные стороны, и по некоторым слухам, могли привести даже в Италию. Проверить это пока не удалось. В связи с большим количеством пропавших людей власти Мальты закрыли все неохраняемые ходы, ведущие под землю.
  6. Во время правления на островах Мальтийского ордена подземные ходы были использованы как фортификационные сооружения. Многие помещения под землей были переоборудованы в склады и служили людям в качестве надежного убежища от нападений. Также известно, что в подземных храмах и катакомбах Мальты жили бедняки, не имеющие своей крыши над головой.

Мальтийский Гипогей Хал Сафлиени – это уникальное древнее сооружение, построенное таинственным образом неизвестной науке цивилизацией. Оказавшись на Мальте, не откажите себе в удовольствии посетить непризнанное восьмое чудо света — мегалитический подземный храм, находящийся в городе Паола. Хорошего отпуска!

Источник: http://travel-malta.su/maltijskoe-nasledie-tainstvennyj-gipogej-xal-saflieni-v-gorode-paola.html

Гипогей Хал-Сафлиени: Подземный храм забытого культа

Древнейший подземный храм мира, мегалитическое святилище Гипогей Хал-Сафлиени (Hal Saflieni Hypogeum), датируемое 4000 годами до н.э., находится неподалеку от местечка Паола на Мальте. Храм расположен на глубине около 11 метров и был обнаружен совершенно случайно.

Собственно, это значительно расширенная вручную естественная пещера, содержащая 34 помещения, расположенных на трех уровнях и общей площадью около 500 квадратных метров, которые сообщаются между собой ступенями, лесенками и переходами. В целом, довольно запутанная система.

Здесь были найдены останки 7000 людей, жертвенники, две каменные фигуры спящих женщин, а также множество украшений, ваз, статуэток и разнообразных культовых предметов.

Сюда пытаются попасть многие приезжающие на Мальту.

Гипогей в 1980 году включен ЮНЕСКО в список самых значимых памятников культурного наследия человечества; некоторые историки настаивают на признании Гипогея восьмым Чудом Света.

Гипогей в переводе с латинского означает «подземное жилище». Второе название, Хал-Сафлиени, произошло от названия улицы, где это культовое сооружение было обнаружено в 1902 году случайно, во время проведения канализации.

Обнаружившие Гипогей строители некоторое время пытались скрыть находку и использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил (Father Manuel Magri), который первым и начал раскопки.

После смерти отца Эммануила в 1907 году, исследованиями мальтийских мегалитов руководил мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit). Он предположил, что здесь когда-то находился оракул, привлекавший на Мальту паломников со всего Средиземноморья.

Одна из самых известных загадок Гипогея — так называемая палата Оракула, с уникальной акустикой, вызывающей «многоголосое» эхо.

Но парадокс в том, что эхо вторит только мужским голосам, а все другие остаются не слышными в соседних комнатах.

В отношение этой удивительной акустики существует любопытная версия о том, что строители Гипогея преднамеренно использовали это явление, чтобы создать особую частоту резонанса, приводящую к измененному состоянию сознания.

В ходе проведения опытов у добровольцев, участвовавших в эксперименте, произошло изменение мозговой деятельности и сознания, случились серьезные расстройства речи, а также было обнаружено включение области мозга, связанной с настроением, сочувствием и социальным поведением. Эти данные были опубликованы в журнале Time and Mind в 2008 году. Стенки камеры разрисованы охряными спиралями.

На верхнем уровне — большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некоторые заканчиваются тупиком. Здесь и найдены были фигуры спящих женщин — ныне они находятся в музее археологии в Валлетте.

Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находятся «погребальные камеры». Чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени.

Одна из этих камер не замкнута, а продолжается в виде тоннеля куда-то в неведомые глубины.

Журнал National Geographic за 1940 год писал: «Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда».

Впервые о таинственном тоннеле узнали еще в 1940 году, когда несколько юношей осмелились протиснуться в эту камеру и пропали в глубине хода бесследно. Позже, спустя десять лет, в подземном лабиринте исчезли 30 школьников с учителями.

Кстати, этот «последний», третий, уровень в Гипогее был построен в том промежутке времени, когда создававшая храм цивилизация таинственным образом исчезла с острова.

Говорят, что именно в Гипогее начинается сеть подземных катакомб, которая тянется через весь остров и даже под водой.

На втором уровне — двухметровый колодец, в котором предположительно содержали змей. На третьем уровне можно наблюдать грунтовые воды, некоторые его помещения, как предполагают,  использовались как склады.

Интересна и самая нижняя комната, ступени, ведущие в которую, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Она находится на глубине 10.6 метров.

Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные разрозненные костные останки людей и жертвенных животных.

Предполагают, что в Гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Древние обитатели Мальты вырубали в породе всё новые коридоры и гроты, в которых хоронили своих мёртвых. На стенах были обнаружены геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях.

Читайте также:  Что делать, если у тебя депрессия: правильный путь к самоизлечению

Гипогей Хал-Сафлиени служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери. Археолог Мария Гимбутас связала Хал-Сафлиени со своим учением о матриархальной Старой Европе.

В качестве подтверждения того, что в Хал-Сафлиени процветал культ женского плодородия, она указывает на то, что храмовые залы имеют форму материнского чрева, а внутри гипогея была обнаружена неолитическая статуэтка спящей тучной женщины, продолжающая традицию палеолитических венер.

Это сооружение вырезалось из скалы в течение нескольких столетий. Cооружение датируется 3600 годом до нашей эры (называются и другие даты между 4500 и 5000 годами до нашей эры). Точнее так — верхний «этаж» (3600-3300 до н.э.), средний (3300-3000 до н.э) и нижний (3150 — 2500 до н.э).

В 1992—1996 годах Гипогей находился на реставрации и был закрыт для посещения. В настоящее время открыт для посещения ежедневно. В час пускают по одной группе, не более 10 человек, за день храм могут посетить только 80 человек.

Вход групп строго в 9, 10, 11 и 13, 14, 15, 16.00. Всего бывает семь экскурсий в день.

Записываться надо заранее (в высокий туристический сезон — срок может увеличиваться и до 2 месяцев), причем только с сайта в Интернете (за эту услугу еще и снимут 2 евро), а потом за несколько дней выкупить билеты.

Экскурсия начинается с краткого обзора небольшой выставки найденных при раскопках Гипогея экспонатов. Далее показывается видеофильм на английском языке. И только после этого в сопровождении гида можно спуститься непосредственно в Гипогей.

Фото и видеосъемка категорически запрещена. Перед входом посетители оставляют все сумки и фото-видеокамеры в камере хранения. Стоимость билета в Гипогей — 20 еврo для взрослого, 15 евро для детей от 12 до 17 лет и пенсионеров старше 60, 10 евро для детей от 6 до 12 лет.

Детей 5 лет и менее туда не пустят.

Источник: http://tourpedia.ru/hal-saflieni/

Гипогей Хал-Сафлиени: Кто построил катакомбы Мальты?

Подземный храмовый комплекс Хал-Сафлиени на острове Мальта стал настоящей загадкой для учёных. Он на тысячу лет старше египетских пирамид, а его предназначение до сих пор непонятно. Неизвестно, и кто его построил. Одни учёные кивают на атлантов, другие — на обитателей древней Европы, а третьи — вообще на инопланетян.

Мальтийские катакомбы построили атланты?

Это удивительное подземное сооружение, по-гречески называемое гипогеем — подземным сооружением для захоронений, было обнаружено на Мальте совершенно случайно. В 1902 году вблизи мальтийского городка Паола развернулось масштабное строительство, и при возведении одного из хилых домов рабочие выбивали в скале полость, в которую хотели установить цистерну для воды.

Неизвестный памятник

Неожиданно пол полости провалился, и взору строителей открылся тоннель, уходящий в глубину скалы. Работяги находке значения не придали, а в тоннель экономии ради стали сбрасывать строительный мусор. Делалось это и ради того, чтобы засыпать тоннель от греха подальше.

Но однажды на площадку зашёл некий иезуитский священник — отец Эммануил. Каким образом он нашёл провал, история умалчивает, возможно, кто-то из рабочих проговорился, однако священник сумел осознать важность возможного открытия, добился у властей приостановки строительных работ и археологического исследования объекта.

Первые же шаги по подземному сооружению позволили найти несколько совершенно истлевших человеческих останков, после чего появилось предположение, что перед археологами — ранние христианские катакомбы, но последующие находки опровергли эту гипотезу.

Были найдены не только странные геометрические узоры на стенах подземных захоронений, но и кости жертвенных животных. Стало ясно, что перед современными людьми открылся новый памятник цивилизации, о которой практически ничего не известно.

Раскопки и исследования подземного языческого святилища до 1907 года вёл сам отец Эммануил, а после его смерти экспедицию возглавил знаменитый мальтийский археолог Темистоклес Заммит, позже возглавивший Национальный музей археологии города Ла-Валетта.

Оказалось, что на Мальте было открыто одно из древнейших сооружений на планете. Как считают учёные, возраст святилища Хал-Сафлиени составляет около семи тысяч лет, то есть святилище определённо старше знаменитых египетских пирамид.

Взору учёных постепенно открылось сложное сооружение из 34 помещений, выдолбленное в известняке на глубине от 11 метров, а общая площадь святилища составила 480 квадратных метров.

Святилище располагается на трёх «этажах»: верхний уровень храма является самой старой частью гипогея. Очевидно, строители начали создавать его, расширяя естественную пещеру.

Главный зал Хал-Сифлиени называли «Материнской палатой» или Holy of Holies — святая святых. Это самая большая комната гипогея.

Вход, ведущий в неё, оформлен монументальным фасадом, который повторяет оформление на входах в дольмены храмов Мальты, найденных на поверхности земли.

Помещения вокруг «Материнской палаты» соединены между собой системой коридоров, ниш, тоннелей и гротов. Непосвящённому человеку было легко заблудиться в темноте подземного лабиринта. Возле Holy of Holies была найдена небольшая пещера длиной в два метра, в которой, очевидно, до приношения в жертву содержали животных. Приносили ли в жертву богине людей, так и осталось неизвестным. Самой знаменитой находкой Заммита стало открытие в подземелье странной комнаты с удивительными акустическими свойствами. В комнате древними строителями была оборудована специальная ниша, которую археологи прозвали «Палатой оракула». Если в неё сказать что-либо высоким женским голосом, звук словно тает в воздухе и в соседних тоннелях и помещениях ничего не слышно. Зато слова, сказанные низким мужским голосом, обретают звучание и разносятся далеко вокруг по коридорам, как бы усиливаемые многократным эхом. Темистоклес Заммит предположил, что в помещении, вырубленном ниже в скале, мог располагаться древний оракул — предсказатель судьбы, отвечающий на вопросы древних жителей Мальты. В эту комнату ведёт странная, обрывающаяся лестница.

Заммит предположил, что подобная диковинка могла привлекать к святилищу не только жителей окрестностей, но и со всего острова и даже со всего Средиземноморья. Очевидно, что для создания подобного эффекта древние обитатели Мальты должны были быть весьма сведущими в науках, знать физику и математику.

«Спящая леди»

Другими нашумевшими находками стало обнаружение на первом «этаже» комплекса двух статуэток женщин с широкими бёдрами. Сейчас эти уникальные фигурки экспонируются в коллекции Музея археологии в Ла-Валетте. Одна из статуэток являлась практически копией найденных по всей Европе древних статуэток «праматерей».

Другая, в отличие от них, была сделана с огромным искусством. На ней полная женщина изображена в полный рост на огромном блюде. Она то ли дремлет, то ли мечтает, подложив под щёку ладонь. Схематично изображены лицо и волосы спящей, но пышное материнское тело закрыто длинным одеянием.

Статуэтка получила название «Спящая праматерь», или «Спящая леди», и дала основание американскому археологу Марии Гимбутас сделать предположение, что комплекс Хал-Сафлиени служил святилищем женского божества, которому тысячелетия назад поклонялись по всей Европе.

Возможно, это была богиня земли или плодородия, от которой, как верили древние язычники, зависела и детородная функция женщин.

Тоннели в недра земли

Возможно, подземное сооружение служило не только святилищем, но и своеобразным жилищем, в котором проводили свою жизнь служительницы культа праматери, здесь же их и хоронили. На третьем «этаже», в самой глубине Хал-Сафлиени, находятся узкие тоннели, в которые можно попасть только ползком. Они уходят далеко вглубь скалы и до конца до сих пор не исследованы.

Именно там и хоронили своих покойников почитатели древней богини. Учёные насчитали в этом месте не менее семи тысяч захоронений. Попытавшиеся пробраться туда смельчаки рассказывали о таинственных тенях, скользящих в темноте пещер, о бездонной пропасти, которая уходит далеко вниз, и о лабиринте, который пронзает скалу острова Мальта на долгие километры.

Но правда ли это? Или у испуганных людей просто разыгрывалось в темноте воображение? Ответа нет. По некоторым данным, якобы опубликованным в 1940 году в журнале National Geographic, на третьем «этаже» подземелья однажды пропала целая группа школьников. Правда, никакой мистики при этом не было — подростки стали жертвой обвала.

Однако местные жители действительно верят, что Хал-Сафлиени может быть связан ходами с другими подземельями на острове. Ведь в Средние века рыцари, охраняющие Мальту от вражеских посягательств, включали в свои фортификационные сооружения древние катакомбы, которые то тут, то там выходили на поверхность острова.

Они использовали их в качестве складов для боеприпасов и продовольствия, прятали в них вереницы рабов, а в некоторых укрывали жён и детей во время особо опасных битв.

Под городом Валетта действительно есть второй город, в земле — его коридоры и комнаты расходятся в стороны от наземной Валетты, словно корни гигантского дерева.

Считается, что всего несколько сот лет назад любой житель Мальты мог пройти остров от берега до берега, ни разу не поднявшись на поверхность.

А древние авторы указывали, что с Мальты по подземным ходам можно было добраться даже до Италии.

Люди как боги?

Но кто построил всё это? Учёные до сих пор ломают голову над этой загадкой. Одни исследователи даже здесь, под землёй, пытаются найти следы инопланетян, другие строят догадки по поводу исчезнувшей цивилизации, которая могла существовать с V по IV тысячелетние до нашей эры по всему Средиземноморью и в Европе.

Третьи склоняются к тому, что подземный комплекс Хал-Сафлиени — все, что осталось от цивилизации атлантов. Четвёртые отвергают все эти гипотезы и выдвигают свою: что храм — это вообще не храм, а убежище на случай природной катастрофы или даже ядерной войны, а святилищем это место стало якобы намного позже — уже во времена древних греков.

В 1980 году храмовый комплекс Хал-Сафлиени был включён ЮНЕСКО в список значимых памятников культурного наследия человечества. Поскольку с момента открытия гипогея его посетили сотни тысяч человек, в 1990-х годах подземный комплекс пришлось закрыть на реставрацию.

Во время неё учёные обнаружили, что большое количество посетителей приводит к разрушению памятника, и с тех пор количество посетителей ограничено — 80 туристов в сутки.

  • Каждый из посетивших гипогей с придыханием уверяет, что фотографировать подземелье нельзя «даже без вспышки», но тем не менее в Интернете полно снимков Хал-Сафлиени.
  • Журнал: Загадки истории №49 декабрь 2019 года Рубрика: Невероятные артефакты
  • Александр Лаврентьев
  • Tags Загадки истории женщина остров храм цивилизация подземелье археология статуэтка катакомбы тоннель Мальта святилище гипогей Хал-Сафлиени

Источник: https://www.bagira.guru/antiquity/gipogej-khal-saflieni-kto-postroil-katakomby-malty.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector