Значения таких понятий, как чувства и эмоции, казалось бы, всем известны, ведь те и другие присущи любому человеку. Многие считают эти термины синонимами. Так ли это или всё же между этими понятиями есть разница?
Эмоции
Под эмоцией понимается непродолжительное по времени психическое явление, выражающее субъективное отношение к уже происходящей или возможной ситуации.
Другими словами, это внезапная, неосознанная реакция на какое-то действие или объект.
Она характеризуется кратковременностью — возникает мгновенно, а исчезает незаметно, ситуативностью — проявляется в отношении какой-либо ситуации, поверхностностью, насыщенностью и яркостью переживаний.
Как и все процессы и явления, связанные с психикой, понятие эмоции объясняется разными авторами по-разному. Поэтому считать какое-то конкретное определение единственно верным нельзя.
Эмоция характеризуется не только психическими переживаниями — реакция, вызывает изменения в различных системах организма. Например, в нервной, эндокринной, дыхательной и других.
Справка! Специалисты сходятся во мнении, что вне зависимости от того, как интерпретировать понятие эмоции, семантически это слово связано с латинским emovere, означающим волновать или потрясать.
Возникая, благодаря заложенной генетически некой программе, эмоции могут являться сигналом для подготовки к каким-либо действиям или поступкам, помогать быстро осознавать суть происходящего.
Например, страх, являясь базовой реакцией, помогает избежать опасности, а гнев способствует мобилизации сил организма для преодоления препятствий в достижении какой-либо цели.
Существуют определённые характеристики или критерии, на основании которых, можно подразделять эмоции на виды. Мнения в этом вопросе расходятся, но в основном переживания могут быть:
- Положительными и отрицательными. К первым относятся такие как радость, любовь, ко вторым — гнев, отвращение, грусть.
- Стеническими и астеническими. Первые, по-другому называемые активными, придают энергии, позитивно влияют на восприятие окружающего и повышают внимательность. Астенические замедляют происходящие в организме реакции, снижают уровень энергии, действуют угнетающе.
- Простыми и сложными. По-другому называемые базовыми и составными. Примерами простых могут выступать радость, печаль, гнев. К составным относятся восхищение, нежность, обида, раздражение.
- Высшими и низшими. Первые вызываются, когда человек удовлетворяет свои простейшие потребности, например, голод, а вторые касаются нравственных, социальных или интеллектуальных вопросов.
Чувства
Осознанное, неограниченное по времени, контролируемое субъективное отношение к событиям или объектам называют чувством. Зачастую оно формируется на основе простых эмоций, может изменяться, а на его качество влияет приобретённый опыт. Чувства иногда называют высшими эмоциями, но с такой точкой зрения согласны не все.
Чувства формируются с детства и являются обязательным условием развития человека как личности. На них влияют отношение к человеку в семье, образование, культура и другие факторы.
Они могут отличаться по характеристикам и быть разного:
- Тона. По-другому валентности. То есть могут быть приятными или неприятными.
- Интенсивности. Сильное чувство оказывает большее влияние на человека.
- Стеничности. Могут побуждать к действию или лишать сил.
- Содержания. Являются отражением значения объектов, которыми были вызваны.
Они возникают по отношению к чему-то конкретному, а не к ситуации в целом и могут быть нравственными, эстетическими, интеллектуальными и социальными.
Что общего между понятиями
Оба понятия отличаются субъективностью и обозначают индивидуальные душевные переживания человека, дополняющие мыслительную деятельность и регулирующие поведение. И те и другие могут быть положительными и отрицательными. Между ними существует тесная взаимосвязь — эмоциональное переживание может перерасти в чувство, а на основе длительного чувства может сформироваться эмоция.
В чём отличие эмоций от чувств
Несмотря на некоторую схожесть, по многим критериям эти понятия различаются между собой.
Главное отличие чувств от эмоций заключается в скорости возникновения и продолжительности. Последние возникают внезапно, но быстро исчезают.
Ими легко управлять — человек может усилием воли изменить определённый психоэмоциональный настрой, «перепрограммировав» своё подсознание и добиться желаемого душевного состояния.
Процесс формирования чувства длительный, оно не поддаётся контролю, может длиться всю жизнь или долго томиться в душе, пока ему на смену не придут другие переживания, способные заменить его.
Эмоции являются врождёнными, а чувства приобретёнными переживаниями. Первые проявляются неосознанно, вторые — наоборот. Эмоции меняются вместе с переменой ситуации, а на привязанность к конкретному человеку или предмету — т. е. чувство, это не влияет.
Человек, как правило, легко объясняет, почему испытывает ту или иную эмоцию, а вот рассказать о причине возникновения чувства — затрудняется.
Можно заключить, что эти понятия родственны, но не равносильны. Каждое имеет свои особенности и характеристики.
Источник: https://otlichaet.com/psihologija/chuvstva-i-jemocii-v-chem-raznica/
Эмоции и чувства в психологии: сущность, виды, функции. Чем отличаются эмоции от чувств
Одна из самых интересных и таинственных сфер нашей психики – это мир эмоций. Изучаемый не одну тысячу лет учеными разных областей знания, он и до сих пор хранит многие свои тайны и загадки.
Эмоции пронизывают всю нашу жизнь, делая ее яркой, насыщенной, то трепетной и нежной, то наполненной невыносимой жгучей болью.
Да они и есть сама эта жизнь, потому что там, где исчезают чувства, кончается существование человека.
Наиболее полно сущность этой области человеческой психики раскрывает именно психология – единственная из наук сумевшая органично связать воедино физиологическую основу и проявления эмоциональных состояний.
Что такое эмоциональные состояния
В психологии понятие «эмоции» употребляется и в широком смысле, как эмоциональные состояния, и в узком, как один из видов этих состояний, наряду с чувствами, настроениями, аффектами и т. д. Эмоциональные состояния – это особый класс психических явлений, отражающих отношение человека к миру.
Эмоции и потребности
Взаимодействуя с окружающим миром и с другими людьми, человек постоянно сталкивается с ситуациями, вызывающими у него разное отношение: радость или возмущение, грусть или ненависть, удивление или симпатию. То есть человек отражает мир и хранит в памяти информацию не только в образах и понятиях, но и в форме чувственных переживаний – эмоций.
Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Те жизненные обстоятельства, ситуации или люди, что способствуют удовлетворению потребностей, вызывают у нас положительные эмоции, а те, что мешают, препятствуют – отрицательные. Вот так все просто и одновременно сложно.
- Во-первых, мы не всегда осознаем свои потребности, а вот эмоции, связанные с ними переживаем – всегда. Поэтому часто даже сами себе не можем объяснить, почему нам не нравится тот или иной человек, или из-за чего вдруг испортилось настроение.
- Во-вторых, человек живет сложной и многогранной жизнью, и нередко его потребности вступают в конфликт не только с потребностями других людей, но и со своими же желаниями. Поэтому разобраться в этом запутанном и хаотичном водовороте эмоций бывает крайне сложно даже опытному психологу. Вы ведь, наверное, знаете, что можно одновременно любить и ненавидеть одного и того же человека или одновременно бояться и с нетерпением ожидать какое-то событие.
Разобраться со своими переживаниями можно, лишь осознав и приведя хоть в относительный порядок свои запутанные желания и потребности. Помочь в этом человеку могут опытные психотерапевты. Ведь только поняв и приняв свои потребности или сознательно отказавшись от них, можно снизить остроту негативных переживаний.
Психофизиология эмоциональных состояний
Эмоции – это древнейший вид психических состояний, они есть у животных и связаны с удовлетворением естественных, а у высших животных и социальных, потребностей.
- Древность этого вида психических состояний подтверждает тот факт, что рождаются они в старой, с точки зрения эволюции, подкорковой части головного мозга – в лимбической системе. Кстати, название это очень говорящее. Лимбо – это чистилище, место между раем и адом, а еще глубже таятся животные инстинкты и скрытые, часто темные желания и потребности. Они иногда прорываются с уровня подсознания, пробуждая у нас странные, пугающие даже нас самих эмоции.
- А вот контролирует проявление эмоций и управляет ими самая «молодая» и рациональная часть головного мозга – неокортекс («новая кора»). И когда рациональная часть мозга отключается, например, при сильном алкогольном опьянении или в состоянии аффекта, то эмоции выходят из-под нашего контроля, а поведением начинают управлять инстинкты, а не разум.
Любое внешнее воздействие вызывает в коре головного мозга очаг возбуждения. Если раздражение слабое, то очаг быстро затухает, но чем сильнее воздействие, тем больше и устойчивее этот очаг. Проникая в подкорковую зону, он активизирует центры эмоций.
Эмоции, в свою очередь, вызывают разнообразные изменения в физиологических системах организма, потому что эмоции – это сигнал о характере воздействия раздражителя. И если они отрицательные, то наш организм перестраивается, готовясь отразить опасность или убежать от нее.
Причем для нашего мозга, оказывается, не важно, реальный это враг или воображаемый – сигнал к перестройке работы организма все равно поступает, и мы переживает разнообразные, часто неприятные ощущения.
Так, возникновение чувства страха сопровождается следующими процессами:
- в кровь выбрасывается адреналин, который должен усилить снабжение кислородом мышц и активизировать работу симпатической нервной системы;
- кровь и питательные ресурсы направляются на поддержку мышечной системы; это уменьшает снабжение других систем организма, поэтому человек ощущает чувство холода, озноб, у него бледнеет лицо, из-за недостатка кровоснабжения может возникнуть головокружение и даже потеря сознания;
- чтобы справиться с возросшими потребностями в кровоснабжении сердце начинает биться чаще, учащается дыхание для снабжения крови кислородом и, как следствие, возникают затруднения с речью;
- рациональный контроль за поведением снижается, так как несколько подавляются функции коры головного мозга, и человек в буквальном смысле слова глупеет, плохо мыслит рационально.
Изменения работы разных систем организма под воздействием эмоций носят рефлекторный характер, поэтому сознательно мы не можем ими руководить, но можем управлять эмоциями, по крайней мере, на начальном этапе их возникновения.
Наш мозг вполне способен «уговорить» организм не поддаваться чувству страха или гнева.
А в психотерапии есть специальные методики и тренинги, позволяющие человеку научиться управлять своими эмоциями даже в самых критических ситуациях.
Управление эмоциями необходимо не только для регуляции поведения, но и для сохранения физического здоровья. Дело в том, что у отрицательных чувств (а они переживаются человеком сильнее, чем положительные) есть весьма неприятные последствия.
Их систематическое переживание может привести к развитию психосоматических заболеваний, в первую очередь, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Именно эти системы в большей степени страдают от выбросов адреналина и других физиологических изменений.
То есть у поговорки: «Все болезни от нервов» есть рациональное основание.
Виды эмоций
Самый древний и примитивный вид эмоциональных состояний – это состояния удовольствия и неудовольствия, которые относят к простейшей органической чувствительности. Связаны эти переживания с удовлетворением (или неудовлетворением) естественных потребностей и человеком ощущаются даже больше в физиологическом, чем в психологическом плане. Например, когда после долгого и утомительного дня, проведенного на ногах, вы садитесь в мягкое удобное кресло.
Но большинство эмоциональных состояний у нас «очеловечено», то есть носит осознанный характер и связано с деятельностью, социальными отношениями.
Настроения
Это наиболее обобщенный вид эмоциональных состояний. Настроения, с одной стороны, слабо выражены, а с другой они создают фон всей нашей деятельности, как бы окрашивают нашу жизнь на том или ином этапе.
Настроение достаточно устойчиво. Смена его зависит не только от ситуации, но и от личностных характеристик. У людей с подвижной нервной системой настроения менее устойчивы и часто сменяются.
Самая важная характеристика настроения – беспредметный характер. Это эмоциональное состояние создает фон, но не связано с конкретным предметом.
Хоть человек вполне может осознавать то обстоятельство, которое испортило ему настроение, но сама эмоция распространяется не только на это обстоятельство, а затрагивает и деятельность (все из рук валится, хочется все бросить и т. д.) и межличностные отношения.
Часто мы срываем наше плохое настроение на тех, кто к этому никакого отношения не имеет, или делимся своим радостным самочувствием со всем миром.
Эмоции
Собственно эмоции (в узком понимании) и чувства довольно близки и похожи, и психологи до сих пор спорят, какое из этих эмоциональных состояний можно отнести к более высокому уровню, а какое более примитивное. Но это важно для науки, а в обыденной жизни роли не играет.
Собственно эмоции более кратковременны, чем настроения, но и более отчетливо выражены. Сила проявления эмоций тоже значительно выше, чем у настроения. Эмоции в большей степени осознаются человеком, и он четко их дифференцирует: радость и гнев, страх и ненависть, наслаждение и неприязнь.
Но главное отличие эмоций от настроений в том, что они предметны и направлены на конкретный объект или ситуацию. Эти эмоциональные состояния носят социальный характер, то есть они являются частью процесса коммуникации, человек передает свои эмоции (с помощью мимики, пантомимики, интонации, жестов) другим людям и сам способен воспринимать их, сопереживать, сострадать другим.
У эмоций есть еще одна уникальная особенность – мы способны их переживать по отношению не только к реальной ситуации, но и к воображаемой. Воспоминания и приключения героев книг и фильмов тоже способны вызвать эмоции.
Чувства
Этот вид эмоциональных состояний так же, как эмоции, связан с определенными объектами. Мы любим или ненавидим вполне конкретных людей, явления и ситуации. Любить, испытывать чувства уважения или неприязни вообще нельзя.
Но чувства продолжительнее, устойчивее эмоций, глубже и разнообразнее их. И еще можно сказать, что чувства более социализованы и зависят от взаимодействия человека с окружающими людьми.
Поэтому чувства разнообразны, и выделяют несколько их видов:
- предметные чувства – самая большая разновидность чувств, связанных с различными сторонами человеческого бытия; к ним относятся, например, восхищение и отвращение, чувства возвышенного и чувство юмора (комического);
- моральные чувства связаны с отношениями в обществе (любовь, ненависть, чувство долга, дружба, зависть и т. д.);
- интеллектуальные чувства связаны с познавательными потребностями (любопытство, любознательность, чувство тайны, сомнения, уверенности и т. д.);
- эстетические чувства возникают в ответ на восприятие красивого или безобразного в природе и искусстве, в целом их можно охарактеризовать как переживание удовольствия или неудовольствия, наслаждения или отвращения и т. д.
Эта классификация, конечно, не совсем точная и полная, так как любое чувство, по сути, предметно. Но она достаточно хорошо отражает разнообразную и красочную палитру человеческих чувств.
Аффект и стресс
Аффект – очень сильный и яркий эмоциональный ответ на внезапную ситуацию, угрожающую здоровью и жизни человека. Аффекты кратковременны, но они выражаются в резкой активизации всех защитных функций организма. Можно сказать, все силы и скрытые резервы человека направляются на избавление от причины столь сильных отрицательных эмоций.
Описаны случаи, когда в состоянии аффекта люди перепрыгивали через четырехметровые заборы, забирались на высокие деревья. Зафиксирован даже случай, когда женщина, спасая ребенка из-под колес машины, смогла ударом рук в борт небольшого грузовичка перевернуть его в кювет.
Особенность аффекта в том, что он сопровождается не только мощным выбросом физической и эмоциональной энергии, но и состоянием измененного сознания. Оно проявляется в утрате человеком рационального контроля за своими действиями.
Субъект как бы выпадает из реальности, а потом не может вспомнить, что он совершил в состоянии аффекта.
В криминалистике убийства, совершенные в этом состоянии, относят к особым видам преступлений, так как человек не осознает своих действий и не управляет ими.
После аффекта наступает «откат» – израсходовав все свои силы, даже внутренние резервы, человек ощущает слабость, у него дрожат руки, делаются «ватными» ноги, и иногда он даже теряет сознание.
Стресс похож на состояние аффекта тем, что возникает как ответ на травмирующую или угрожающую ситуацию. Но он менее сильный и более продолжительный. Что важно – стресс не сопровождается изменением сознания и отключением рационального контроля. Хотя человек, погруженный в круговорот своих проблем, может и не осознавать, что живет в состоянии стресса.
Стресс тоже активизирует силы организма, причем не только физические, но и интеллектуальные. Но на начальных этапах это ощущается как повышенный тонус и своеобразная стимуляция активности, и внутренние резервы не расходуются. Вреден для человека только слишком затянувшийся стресс, который приводит к перегрузке нервной системы, синдрому хронической усталости, а то и к депрессии.
Функции эмоций
Эмоциональные состояния приносят нам много минут наслаждения, но нередко кажутся лишними. Мы бы хотели избавиться от негативных переживаний, не тревожиться за близких, не испытывать чувства гнева или страха. Но эмоции, даже самые неприятные, выполняют очень важные функции в нашей жизни.
- Управляющая или регулирующая функция. Эмоции, как негативные или позитивные переживания, управляют нашим поведением, формируют мотивы и являются сильнейшим стимулом. Ведь любое живое существо стремится к тому, что приносит наслаждение, и пытается избежать неприятных ощущений.
- Оценочная функция. Эмоции помогают разобраться в сложном мире, навести порядок в наших отношениях. Они оценивают все, что происходит с нами: как хорошее, так и плохое. Эта оценка позволяет нам делить людей на друзей и врагов, а события на приятные и неприятные.
- Защитно-мобилизующая функция. Эмоции предупреждают нас об опасности, и они же включают защитные механизмы нашего организма, мобилизуют силы на решение проблемы.
- Сигнальная или экспрессивная. Эмоции играют огромную роль в общении, передавая другим людям информацию о нашем состоянии и отношении. Экспрессивные движения, сопровождающие эмоции – важная часть невербальной коммуникации.
- Синтезирующая функция. Эмоции – это своеобразный «цементный раствор», соединяющий в памяти события, образы, явления. Именно эмоции создают в памяти единые блоки-комплексы событий, связанных переживаниями.
Но наряду с положительными и, несомненно, важными и нужными функциями, эмоциональные состояния могут играть и дезорганизующую роль, то есть мешать нормальным действиям человека.
Чувство страха способно перерасти в панику, которая мешает нормально осмыслить ситуацию и принять правильное решение. Волнение не дает сосредоточиться на деятельности, например, решить задачу на контрольной.
А любовь тоже, бывает, так кружит голову, что человек больше ни о чем не может думать и не оценивает свои действия здраво.
Однако выход есть. Человек вполне может научиться управлять эмоциями и подчинить их контролю разума.
Источник: https://psychologist.tips/1086-emotsii-i-chuvstva-v-psihologii-sushhnost-vidy-funktsii-chem-otlichayutsya-emotsii-ot-chuvstv.html
Эмоции и чувства – разные части одного целого
Швейцарский психолог Э. Клапаред в далеком 1928 году назвал эмоциональную сферу психики человека наиболее запутанной и сложной для изучения. Наиболее противоречивым вопросом в психологии всегда являлось определение и разделение понятия об эмоциях и чувствах. Разные точки зрения на происхождение и точное определение эмоциональных явлений породили в психологии много споров о том, чем отличаются чувства от эмоций и существует ли между этими понятиями тесная связь.
Исследование эмоциональной сферы
Эмоции и чувства являются тесно связанными частями сложной эмоциональной сферы человека. Однако соотношение этих понятий в психологии до сих пор является открытым вопросом, на который существует много различных ответов. В целом, представления об этих понятиях можно условно разделить на четыре группы, исходя из научных взглядов разных психологов:
- отождествление чувств и эмоций, одинаковое определение этих понятий;
- определение чувств как вида эмоций, чувство – одно из многих эмоциональных явлений;
- определение чувства как родового понятия, где эмоции являются формой переживания чувств;
- разделение их как понятий, между которыми нет прямого соответствия.
Почувствуйте разницу
В современной психологии наиболее точное определение, которое «проливает свет» на сущность эмоциональной и чувственной сфер, дает возможность увидеть конкретные различия между ними, дал отечественный психолог А. Н. Леонтьев.
Он утверждал, что эмоция носит ситуативный характер, а это значит, что она возникает как оценка конкретной ситуации либо своего поведения в этой ситуации. Чувство же являются стойким эмоциональным отношением к конкретному объекту.
Чтобы вы могли лучше понять их определение, проанализируйте приведенные ниже цитаты из художественной литературы.
[quote]
«В комнате с задёрнутыми шторами я ненавидел весну. Я ненавидел всё, что принесла мне весна, ненавидел тупую боль, которую она вызвала в моём теле. Я никогда и ничего так сильно не мог ненавидеть».
- Х. Мураками «Норвежский лес»
- [/quote]
- [quote]
«Она была очень хороша, и он знал, что любит её. Она не была прекрасна, как статуя или картина; она была прекрасна, как луг, овеваемый ветром. В ней билась жизнь, та самая жизнь, которая, случайно столкнув две клетки в лоне матери, создала её именно такой».
Э. М. Ремарк «Триумфальная арка»
[/quote]
Как вы уже наверняка поняли, в первом случае речь идет об эмоции: в конкретной ситуации человек ощутил ненависть, которая не «привязана» к конкретному человеку или предмету. Во втором случае человек объясняет глубину своего чувства – любовь к женщине.
Исходя из каждой конкретной ситуации, одно и то же понятие может быть как эмоцией, так и чувством. Например, человек может испытывать страх в ситуации угрозы собственной жизни, но также страх может сопровождать человека по отношению к конкретному человеку или деятельности.
В первом случае это эмоция, а во втором – устойчивое чувство.
Как они возникают?
Чувственные переживания носят совсем другой характер, их происхождение связано с жизненным опытом человека и влиянием окружающей действительности. Они возникают на основе уже сформированных понятий и выражаются с помощью эмоций. Например, для того, чтобы возникла любовь к Родине, нужно овладеть сутью самого этого понятия, а также знать те переживания, которые в целом связывают с этим понятием. Очевидно, что осмысление чувств связано с глубоким анализом и оценкой происходящего. В связи с этим их также часто называют высшими или вторичными эмоциями, что объясняется их формированием на основе более простых эмоциональных реакций.
Осознать эмоции довольно просто, человек почти всегда может объяснить, почему он испытывает конкретную эмоцию. Но если спросить, почему он любит кого-то, то в лучшем случае можно услышать лишь неточные и запутанные объяснения без конкретики.
Чувства носят устойчивый характер, а некоторые из них даже могут сопровождать человека всю его жизнь. При этом эмоции, которые сопровождают это чувство, могут постоянно меняться.
Например, мать любит своего ребенка, несмотря на его плохое поведение в некоторых ситуациях, когда она испытывает грусть, обиду, негодование и другие полярные эмоции.
Этот пример ясно показывает, что не существует прямого соответствия между этими понятиями: каждая эмоция может выражать различные чувства, в свою очередь каждое чувство может проявляться различными эмоциями.
Как их распознать?
Эмоции распознать довольно просто, они выражаются в жестах, мимике, интонации и тоне голоса, а также в манере разговора. Чувства обычно проще выразить обычными фразами: «Я его люблю», «Я этого боюсь».
Человек может осознанно не проявлять эмоционального отклика, скрывая, таким образом, от других людей свои чувства.
Но далеко не каждый из нас умеет контролировать эмоции, которые находят свое проявление через невербальные «каналы» и стают заметны для окружающих.
В ходе социального развития человечества, невербальные проявления обобщились и могут комплексно выражать конкретные чувственные ощущения.
Научившись распознавать невербальные сигналы в общении, каждый человек способен определять не только конкретные эмоции собеседника, а часто и сложные чувства.
Но не следует забывать, что чувства у каждого человека могут выражаться с помощью различных эмоций, часто очень противоречивых.
Подведем итоги
Вы узнали много новой информации о сложном и противоречивом эмоциональном мире человека. Для того чтобы новые знания усвоились лучше, заняли свое место в вашем опыте и помогли развиваться дальше, сделаем конкретные выводы о главных различиях между эмоциональным миром и чувственным восприятием человека:
Проявляются в конкретной ситуации, отображая его отношение к ней, к своему поведению или к поведению других людей. Они не привязаны к конкретному человеку или объекту | Возникают на основе более простых эмоций, поэтому часто их называют высшими. |
Являются врожденными, проявляются как спонтанная реакция на раздражитель | Формируются в процессе социализации и приобретения личного жизненного опыта |
Причина возникновения эмоций осознается | Происхождение чувства и его полноту вербально объяснить сложно |
Довольно кратковременны, на смену одной быстро приходит другая | Актуальные на протяжении длительного, часто неопределенного, периода времени |
Одна и та же эмоция может иллюстрировать разные чувства, а они, в свою очередь, у каждого конкретного человека могут проявляться с помощью разных эмоций | Не меняются в зависимости от контекста ситуации, а эмоции всегда привязаны к конкретным обстоятельствам |
Читать далее..
Загрузка…
Источник: http://www.manalfa.com/lichnost/chem-otlichayutsya-chuvstva-ot-emosij
Основные теории эмоций. Эмоции и чувства, их сходство и различия
Эмоции (в переводе — волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.
Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.
Свойства эмоций:
- Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).
- Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).
- Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.
Классификация эмоций
В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.
Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).
Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.
Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.
Чувства (высшие эмоции) – особые психологические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:
- Моральные (нравственно-этические).
- Интеллектуальные, практические.
Психологические теории эмоций
В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)
- «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
- «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
- Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».
Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.
Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.
Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:
Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.
Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.
- Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
- Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
- Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).
- Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.
- Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.
- Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.
- Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
- Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.
Психофизиологические механизмы
В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо.
Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.
Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами.
В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам.
При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.
Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство.
Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов.
Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.
Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.
И те и другие могут быть положительными и отрицательными.
Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/208-2008-08-29-13-42-34.html
5. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний
Эмоции – особый
класс психических явлений связанной с
инстинктивными потребностями и мотивами,
отражающих в форме непосредственного
переживания значимых явлений и ситуаций.
Функции эмоций:
-
Сигнальная – переживания возникают и изменяются связи с происходящими изменениями в окружающей среде.
-
Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодалевать препятствия и становятся мотивами деятельности человека.
-
Коммуникативная – с помощью эмоций человек выражает свое отношение к другим людям и к действительности.
-
Когнитивная – эмоции дают нам знание об окружающем мире.
Чувства – это
устойчивое эмоциональное отношение
человека к явлениям действительности,
отражающие значение этих явлений в
связи с потребностями человека и
мотивами.
Отличие чувств от
эмоций:
-
Чувства отражают в воспринимаемой действительности объекты имеющие для человека стабильное значение.
-
Чувства в отличие от эмоций относительно устойчивы и имеют ярко выраженный предметный характер.
-
Чувство может быть выражено совокупностью различных эмоций.
-
Классификация
эмоций и чувств: - 1.по знаку:
- -положительные
- -отрицательные
-
2. по влиянию на
деятельность: -
-стенические
(повышают активность организма) -
-астенические
(понижают активность организма) -
3. в зависимости
от потребностей: -
-нисшие (органические
потребности) -
-высшие (социальные
потребности) -
4. по силе и
длительности: -
-Аффект – очень
сильное, но не продолжительное
эмоциональное состояние -
-Страсть – сильное
стойкое эмоциональное состояние, но не
продолжительное -
-Чувство – не очень
сильное, не продолжительное эмоциональное
состояние -
-Эмоция – относительно
устойчивое не сильное и не продолжительное
эмоциональное состояние -
-Настроение — слабое
эмоциональное состояние, это эмоциональный
фон деятельности, которое сохраняется
некоторое время. -
5.классификация
фундаментальных эмоций Карла Изорда: -
— Радость –
положительное эмоциональное состояние,
связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить потребность,
вероятность чего до этого времени была
не велика. -
— Удивление – не
имеет четко выраженного положительного
или отрицательного знака, это эмоциональная
реакция на внезапно возникшие
обстоятельства. -
— Страдание –
отрицательное эмоциональное состояние
связанное с получением информации о
невозможности удовлетворения важных
потребностей, которая до этого времени
представлялась более или менее вероятным. -
— Гнев – отрицательное
эмоциональное состояние, которое
протекает в форме аффекта и вызывается
внезапным возникновением препятствия
на пути удовлетворения потребностей. -
— Отвращение –
отрицательное эмоциональное состояние
вызываемое объектами соприкосновение
с которыми вступает в противоречие с
идеологическими, нравственными,
этическими принципами. -
— Презрение –
отрицательное эмоциональное состояние
которое возникает в межличностном
общении из-за рассогласованности
жизненных ценностей субъекта с жизненными
ценностями объекта чувств. -
— Страх – отрицательное
эмоциональное состояние, которое
появляется при получении информации о
возможной угрозе благополучию. -
— Стыд — отрицательное
эмоциональное состояние, выражающееся
в осознании несоответствия собственных
помыслов, поступков и поведения не
только ожиданиям окружающих, но и
собственным представлениям о подобающем
поведении. -
6.Классификация
Рубенштейна три уровня эмоций:
— уровень органической
аффективно эмоциональный чувств???
связанный с физиологическими потребностями
— уровень предметных
чувств, опредмеченность чувств выраженное
в том, что они деференцируются в
зависимости от воспринимаемой сферы
— мировоззренческие
чувства, обобщенные чувства такие как:
чувство юмора, прекрасного, иронии и т.
д.
-
7. Классификация
чувств: -
— Моральные –
отражают переживания отношения к другим
людям и к обществу. -
— Интеллектуальные
– связанны с познавательной деятельностью
человека. -
— Эстетические –
чувства красоты, проявляются при
восприятии природы или произведения
искусства. -
— Практические –
связанные с деятельностью человека.
Источник: https://studfile.net/preview/6216545/page:10/
Эмоции и чувства: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций
Эмоции и чувства присущи каждому человеку. Но задумывались ли вы, что это вообще такое и в чем различия между этими понятиями? Часто они используются как синонимы, хотя с такой точкой зрения согласны далеко не все психологи, психиатры и прочие представители науки.
Конечно, вопрос эмоций и чувств в психологии очень многогранен и охватить его в рамках одной статьи просто невозможно (тем более что и специалисты далеко не всегда едины во всем, что касается этой сферы).
В данной статье мы разберем, что такое эмоции человека и что такое чувства, чем они отличаются и какие бывают эмоции.
Эмоции: вопрос определения
С разным подходом к эмоциям мы сталкиваемся уже на этапе определений. В зависимости от разбираемых теорий, взглядов и идей, психологи, психиатры и другие специалисты порой дают очень разные ответы на вопрос о том, что значит эмоция. В контексте данной статьи наиболее подходящими видятся, например, следующие определения:
- эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
- эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
- эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).
Все эти определения объединяет восприятие сути эмоций как реакции на внешние события и явления. Потребности в таком контексте рассматриваются максимально широко: это как потребности в прямом смысле слова, так и желания, планы, представления о чем-либо и т.д.
Так же широко понимаются события/явления: они могут происходить сейчас, мы можем только представлять их или переживать как-то иначе. Соответственно, все черты эмоций, их внешние (мимика, жесты и т.д.
) и внутренние (наши отношения, переживания) проявления становятся следствием такой реакции.
Вне зависимости от интерпретации, что такое эмоции, специалисты сходятся в том, что само это слово восходит к латинскому глаголу emovere – возбуждать, потрясать, волновать.
Чем эмоции отличаются от чувств?
Так где же чувства, а где – эмоции? Согласно некоторым теориям, главное отличие эмоций от чувств связано с упомянутым выше определением. Так, эмоциями мы называем ответную реакцию на какое-либо событие или ситуацию.
Например, найденная на дороге банкнота в 1 000 рублей вызывает радость, потерянная – грусть. Как правило, эмоции довольно быстро проходят, если реакция на событие/явление так или иначе сходит на нет. Вы нашли 1 000 рублей – и радуетесь.
Потом отвлекаетесь – и радость уходит.
Чувство же – это устойчивое эмоционально окрашенное отношение к какому-либо объекту/субъекту, которое не является реакцией на конкретные ситуации или события. Например, любовь к супругу/супруге, ненависть к предателю и т.д. – они постоянны во времени, хотя также способны меняться (как тут не вспомнить, что от любви до ненависти всего один шаг).
Еще одно различие чувств и эмоций – в их характере. Чувства, как правило, касаются социальной сферы (отношений с другими людьми), тогда как для эмоций это необязательно. Кроме того, чувства привязаны к какому-либо субъекту/объекту, а для эмоций это, опять же, необязательно. Невозможно абстрактно любить или ненавидеть – только кого-то конкретного.
Отметим, что у разных специалистов разное отношение к чувствам. Некоторые рассматривают их как высшие эмоции (мы разберем этот вопрос далее), другие же выделяют в отдельный вид эмоциональных/психических состояний.
И здесь придется отметить, что в научном сообществе есть разные определения эмоциональных и психических состояний.
Поэтому предлагаем принять, что чувства качественно отличаются от быстропроходящих эмоций, но к вопросу, что такое эмоциональные/психические состояния, мы обратимся в следующих материалах.
По отношении к одному и тому же объекту/субъекту мы можем испытывать одновременно разнонаправленные чувства и эмоции. Например, можно очень любить супруга, но быть раздосадованным на него за то, что он не выполнил свое обещание. А в следующий миг – радоваться тому подарку, который он сделал в качестве извинения. Мы часто не знаем об истинных чувствах к нам другого человека и порой делаем вывод о них на основе тех эмоций, которые он к нам проявляет (которые могут и не совпадать с чувствами). Об этом полезно помнить: и когда вы хотите понять, что к вам чувствует другой человек, и когда вы пытаетесь представить, как он воспринимает ваши чувства к нему.
Какие бывают эмоции? Несколько базовых классификаций
Все специалисты согласны с тем, что эмоции можно классифицировать и разбивать на разные группы в зависимости от тех или иных их качеств и характеристик.
Хотя, вопрос, как именно делить эмоции на группы, конечно, решается по-разному.
Мы предлагаем остановиться на тех основных признаках и классификациях, которые наиболее полно соответствует приведенным выше определениям. И здесь можно выделить следующие виды эмоций:
1. Положительные и отрицательные
Конечно, в первую очередь эмоции бывают положительные (радость, любовь, восхищение, восторг, благодарность) и отрицательные (гнев, ярость, отвращение, разочарование, грусть). Другое название для того же разделения эмоций по знаку, по модальности – позитивные и негативные. Также выделяют нейтральные эмоции (интерес, любопытство).
2. Стенические и астенические
Эмоции и чувства не только по-разному выражаются (как внешне, так и внутреннее), но и оказывают разный эффект на наш организм, влияя на метаболизм, кровообращение, выброс гормонов и другие физиологические процессы.
Эмоции способны замедлять или ускорять реакции, повышать/понижать уровень энергии и положительно/отрицательно влиять на восприятие, внимательность и многое другое.
По характеру такого влияния эмоции делятся на стенические (они же активные) и астенические (они же пассивные).
Стенические эмоции активизируют жизненные процессы (придают нам энергии, работоспособности и т.д.); астенические, напротив, угнетают. Так, радость позволяет забыть об усталости, дарит ощущение легкости, хорошее самочувствие и т.д. В свою очередь, из-за грусти у нас могут опуститься руки, уровень энергии падает, наваливается усталость.
3. Простые и сложные
Эмоции бывают простыми и сложными (другие названия для той же классификации: базовые/элементарные и составные). Образно говоря, сложные эмоции состоят из простых/базовых/элементарных. В свою очередь, простые/базовые/элементарные эмоции невозможно разделить на более мелкие составляющие.
Напомним, что это только одна из версий такой классификации. Так, некоторые специалисты, например, разделяют понятия базовых эмоций и элементарных. Для них элементарные – это те, которые нельзя разделить на более мелкие, а базовые – те, что свойственны каждому человеку, вне зависимости от его возраста, культуры, который он принадлежит, и т.д.
Списки простейших эмоций, конечно, также разнятся. Например, Декарт выделяет желание, любовь, ненависть, радость, печаль и удивление. К.
Изард в своей книге «Психология эмоций» приводит 11 базовых, или фундаментальных, эмоций: вина, гнев, интерес, отвращение, печаль, презрение, радость, смущение, страх, стыд и удивление.
А есть и такой список: гнев, печаль, радость, страх, стыд. Или такой: отвращение, печаль, радость, страх, удовольствие.
Как видим, большинство специалистов выделяют радость как простую эмоцию, вместе с тем восхищение или нежность – составные. Печаль тоже, как правило, рассматривается как базовая эмоция, в то время как обида или раздражение – сложная. Интересно, что в большинстве списков отрицательных элементарных эмоций больше, чем положительных.
4. Высшие и низшие
Еще один тип эмоций – низшие и высшие. Низшие – это эмоции, направленные на удовлетворение простейших потребностей и инстинктов (радость от еды или отдыха).
Тогда как высшие касаются интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических и иных сложных вопросов (в самом широком смысле этого слова, например, восхищение от прекрасной картины или гордость за ребенка, победившего на школьной олимпиаде).
При этом существует точка зрения, что высшие эмоции – это и есть чувства, однако с таким подходом согласны далеко не все.
Источник: https://experimental-psychic.ru/ehmocii-chuvstva/