Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Память является одним из необходимых психических процессов, без которых невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Ее развитию в дошкольном возрасте обязательно должно уделяться достаточно времени. Именно с ее помощью малыш сможет получать новые знания, познавая мир или обучаясь в школе, приобрести необходимые ему знания, умения и навыки. На занятиях по развитию памяти вы научите детей запоминать, сохранять и воспроизводить информацию с помощью несложных упражнений и игр.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Для детей дошкольного возраста характерно механическое запоминание информации, без осмысливания. Задача взрослых – научить ребенка делать это сознательно, логически осмысливая новые знания. Непроизвольное запоминание и воспроизведение информации должно постепенно перейти к осознанному.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В первый год жизни малыша развивается моторная память, которая выражена в условных рефлексах.

Кроха способен запоминать движения и действия. Особенно хорошо это получается, если они сопровождены эмоциями (или если он понимает результат этих действий). Малыш учится сидеть, стоять, ползать, брать какие-либо предметы руками и многое другое.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Образная память развивается до двух лет. Карапуз узнает родственников и знакомых, запахи, вкусы, голоса. В этом возрасте идет активное развитие нервной системы малыша, увеличиваются объемы информации. В возрасте до 3 лет активно развивается логическое мышление, расширяется словарный запас. Уже можно говорить о появлении словесно-логической памяти.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Приблизительно до 4 лет идет развитие механической памяти. Она характеризуется запоминанием того, с чем ребенок осуществляет какие-либо действия. Если родители хотят, чтобы ребенок в этом возрасте лучше запомнил какую-то информацию, нужно его увлечь, заинтересовать. Результат в этом случае будет намного лучше.

С 5 лет уже можно говорить о развитии произвольной памяти. Именно в этот возрастной период ребенок уже может использовать специальные приемы для лучшего запоминания информации.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В зависимости от того, на какой срок запоминается информация, от объекта запоминания, от степени волевой регуляции память классифицируется по-разному.

По срокам запоминания выделяют следующие виды:

  • Кратковременная – в этом случае информация запоминается с легкостью, однако потом забывается.
  • Долговременная – материал может быть воспроизведен даже через продолжительное время.

По объекту запоминания выделяют:

  • Зрительную – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее).

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

  • Слуховую – происходит запоминание услышанного.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

  • Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ползание грудничка, работа рук со столовыми приборами.
  • Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило.
  • Вкусовая – запоминание вкусов.
  • Обонятельная – память на различные запахи.
  • Осязательная (тактильная) – кроха запоминает ощущения при прикосновениях к различным предметам.
  • Все эти виды памяти можно объединить в один – образная память.
  • Словесно-логическая – способность запоминать слова, появляется параллельно с развитием речи.
  • По приемам заучивания различают:
  • Механическую – при этом виде смысл запоминаемого материала теряется, заучивается только что-то конкретное. Если это слова – то в такой последовательности, в которой они были предложены. Если это действия – то именно в такой последовательности, в которой они повторялись. Такой вид памяти очень востребован при заучивании иностранных слов, их записи и произношении, разучивании танца.
  • Логическую – отличается запоминанием смысла заучиваемого. Тот материал, который необходимо запомнить, подвергается тщательному анализу, делится на смысловые части. Определяется главная мысль каждой из них и взаимосвязь между ними. С помощью всех этих приемов выделяется и запоминается самое важное в тексте, его суть.

По степени волевой регуляции выделяют:

  • произвольную память – для запоминания необходимого материала нужно приложить усилия;
  • непроизвольную – никаких усилий не требуется, все запоминается само по себе.

Можно выделить несколько особенно эффективных, но простых упражнений.

На столе перед малышом раскладывают 5-6 предметов, и ему предлагается время для их запоминания. После этого кроха должен отвернуться от стола, а ведущий в это время меняет местами пару игрушек или убирает 1-2. Задача ребенка в игре – восстановить правильную последовательность или рассказать о том, что исчезло со стола. Точно такую же игру можно провести с предметными картинками.

Упражнение прекрасно справляется с тренировкой долговременной памяти. Попросите ребенка вспомнить и рассказать о том, что было вчера. Пусть он постарается рассказать вам все максимально подробно.

В эту игру можно поиграть, когда вы находитесь в очереди, по дороге в магазин, в любой момент – если есть необходимость чем-то занять ребенка, чтобы он вел себя тихо.

Попросите его назвать 5 имен мальчиков, затем пять имен девочек, далее игра продолжается в этом же порядке.

Поначалу малыш будет называть имена самых близких ему людей, потом друзей и знакомых, а вот после уже начнет вспоминать те имена, которые он когда-либо слышал.

Их разучивание помогает не только развивать речь дошкольника, но и тренировать память. Обратите внимание на то, что это должно быть «между прочим» – в игре, при свободных минутках.

Можно предложить ребенку устроить соревнование, кто лучше справится с заданием. При этом победителю обязательно должна достаться похвала или какой-нибудь незначительный приз.

Попросите кроху повторить скороговорку за вами, а на следующий день пусть он ее вспомнит.

Вариантов игры два.

  1. Пусть ребенок назовет вам какую-либо букву алфавита. А теперь начинайте по очереди называть слова на эту букву.
  2. Попросите малыша назвать какое-либо слово. Затем вам нужно назвать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего. Игра очень похожа на известную многим игру «Города».

Когда во время прогулки с крохой вы ушли достаточно далеко от вашего дома, можно предложить ему это упражнение – пусть он покажет вам дорогу домой. Естественно, вы строго контролируете этот процесс.

Во время пути обращайте внимание малыша на мелочи, которые могут быть очень полезными при поиске дороги: вывески магазинов, необычные деревья, заметные дома.

Тогда в следующий раз он уже будет стараться делать все самостоятельно.

Выйдя на улицу с малышом, можно насобирать разные листья и цветы, проговаривая при этом название каждого растения. Дома сложите эти листья в альбом и засушите. Через некоторое время вы можете рассмотреть их и попросить ребенка вспомнить, как назывались эти растения. Позже вы сможете использовать их в поделках.

Это упражнение помогает в тренировке ассоциативной (смысловой) памяти. Называйте ребенку пары слов, которые связаны между собой по смыслу: жара и лето, суп и обед. Начинайте с 5-6 пар. Проговаривайте их четко. Затем попросите кроху повторить второе слово в паре, называя ему первое. Постепенно задание можно усложнять, предлагая большее количество пар.

Назовите дошкольнику 10 слов, которые не связаны по смыслу. А теперь пусть он попробует вспомнить те слова, которые вы говорили. Это упражнение отлично тренирует слуховую память.

Учите малыша пересказывать прочитанное произведение, просмотренный мультфильм, услышанную историю. Перед сном попросите рассказать вам об интересных событиях сегодняшнего дня. Это упражнение является хорошей тренировкой для развития памяти.

Дайте малышу 1 минуту для того, чтобы рассмотреть картинку. Он должен постараться ее запомнить. После этого картинка закрывается, и ребенку предлагается нарисовать ее, максимально точно воспроизведя все детали.

На то, как будет развиваться память вашего крохи, влияет множество факторов. Среди них – питание, режим дня, образ жизни вашего чада, физическая активность, время, проведенное с родителями. Полезные рекомендации:

  • Постарайтесь ограничить употребление сладкого и мучного. Замените это на полезные продукты: различные виды орехов, злаковые, твердый сыр, разнообразную зелень, семечки. Очень полезно употреблять в пищу жирные сорта рыбы, овощи, фрукты и ягоды, печень, белое мясо.
  • Соблюдайте режим дня.
  • Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе, это необходимо для обогащения клеток головного мозга кислородом.
  • Обязательно укладывайте малыша спать вовремя, даже если он не хочет. Делая это каждый день в одно и то же время, вы приучите дитя, и постепенно все проблемы с укладыванием исчезнут. Желателен также дневной сон.
  • Следите за тем, чтобы ребенок был физически активен. Это могут быть подвижные игры с друзьями, занятия спортом, танцами, катание на велосипеде, коньках или лыжах. Постарайтесь ограничить время, проведенное им за компьютерными играми или просмотром телевизора.

Умение малыша запоминать очень зависит от того, сколько времени ему уделяют родители. Играйте с ним в развивающие игры, читайте книги, учите стихи, рассказывайте ему как можно больше нового и интересного, рисуйте и пойте песни. Все это будет способствовать развитию памяти.

Игровые методы для развития памяти ребенка можно посмотреть в этом видео.

Источник: https://o-krohe.ru/razvivayushchie-metodiki/razvitie-pamyati-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Виды памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Читайте также:  Как ведет себя влюбленный мужчина: особенности выражения чувств

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

Методики развития разных видов памяти у дошкольников

Память один из главных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, а также рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы и методики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.

Тренировать и улучшать зрительную процессы запоминания нужно с раннего возраста. Суть применяемых методик в запоминании и в дальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки с изображением букв и цифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Упражнение «что здесь не так». На столе лежит от 4 до 7 картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено на ней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Упражнение «что здесь не так»

Развитие слуховой памяти можно начать с изучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация во время прочтения стихов, поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарь ребёнка.

Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в «вспомнить все». Пусть малыш припомнит и расскажет о событиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.

Методики развития произвольной памяти у дошкольников

Произвольная память направлена на запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем вспомнить.

Важно! Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к усвоению и обучению в школе.

Развитие произвольной памяти включает такие этапы:

  • выделение цели;
  • внимательно выслушать задание;
  • активное запоминание нужной информации.

Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять не связанных по смыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвести их. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка за определенный период времени.

Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где и как лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходником.

Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят то и помнят. Это значит, что наглядный материал воспринимается лучше вербального.

Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет то что увидел.

Такой метод ускоряет изучение стихотворения.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Картинно-графическая схемы к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской

Успех методики заучивания стихов на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и картинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит и повторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.

Развитие образной памяти у детей

Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.

К методам развития образной памяти относят:

  • самоконтроль;
  • упражнения;
  • игры;
  • наклонности;
  • интересов.

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Тренировка образной памяти

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.

Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.

Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательность и улучшает процесс заучивания в краткие сроки.
  2. Пусть ребенок учит стих по паре строчек, но каждый день, пока не выучит весь.
  3. Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
  4. Организация режима сна и отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе.
  5. Некоторые продукты улучшают память. В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадо и молочные продукты.

Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/razvitie-pamati-u-detej-doskolnogo-vozrasta

Особенности развития памяти у дошкольников

Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось.

За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения.

Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал. 

Формирование памяти как основной психической функции

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте

Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:

  • образная
  • словесная
  • двигательная

Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».

Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.

Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.

Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.

Память детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.

Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.

В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.

Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи.

В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий.

Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Читайте также:  Комплименты для подруги: есть ли им место в женском общении

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Общие рекомендации как развивать память дошкольника

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.

Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov

Развитие памяти у детей дошкольного возраста — Школа ментальной арифметики "Я Гений"

Развитие памяти у детей – это неотъемлемая часть формирования личности. Благодаря обширному комплексу функций памяти, человек способен не только накапливать информацию, но и использовать её в будущем.

Память играет большую роль в становлении мышления, психической зрелости, речевой активности и восприятии ребенка, поэтому необходимо вовремя начинать стимуляцию развития памяти. Вопрос о корректной помощи в развитии памяти у детей дошкольного возраста ложится на плечи педагогов и родителей.

В данной статье мы расскажем об особенностях развития памяти, основных методиках, а также поделимся практическими руководствами к действию.

Дети дошкольного возраста ежедневно открывают для себя новые особенности окружающей их среды, а также узнают о собственных возможностях в этом мире. Вся полученная информация накапливается, а впоследствии воспроизводится при первой же необходимости.

Этот процесс полностью отображает работу памяти.

Сопоставление информации полученной в прошлом и теперешнем времени запускает работу мышления и восприятия, очередной раз доказывая, что развитие памяти непрерывно связано с иными познавательными процессами развития ребенка.

Стоит отметить, что сбор и обработка информации, оставшейся в памяти ребенка, имеет различия. Связано это с работой нескольких видов памяти. Каждый из видов памяти играет значимую роль на каждых этапах запоминания информации. Благодаря комплексной работе всех видов памяти человек имеет возможность обучаться новому, усовершенствуя знания полученные ранее.

Давайте разберемся в основных видах памяти и их особенностях

  • Зрительная память – это умение фокусировать внимание на определенных событиях, явлениях и образах, фиксируя полученную информацию в памяти.
  • Слуховая память – это способность запоминать информацию посредством слуховых образов.
  • Обонятельная память – образная память, напрямую связанная с работой обонятельных анализаторов.
  • Осязательная память – это психофизиологический процесс сохранения информации путем тактильных анализаторов.
  • Вкусовая память – работа вкусовых анализаторов, направлена на запоминание вкусов.

Исходя из типа и характеристики психической деятельности ребенка память делится на:

  • Двигательную — ориентирована на запоминание различных движений, их систематичности. Для детей данная память выполняет важную функцию в формировании двигательных навыков (ходьба, бег, моторика пальцев).
  • Образную — умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста.
  • Эмоциональную — память на эмоциональные ощущения. Дети дошкольного возраста особенно ярко выражают свои эмоции, в особенности, полагаясь на полученные ранее переживания (ощущения радости, огорчения, страха и другие).
  • Словесно-логическую — это вербальная память. Ребенок запоминает определения, высказывания, заключения.
  • Полученная ребенком дошкольного возраста информация может делиться на кратковременную память, так и долговременную, и оперативную.
  • Оперативная память позволяет зафиксировать определенные знания до того момента, когда они понадобятся для осуществления поставленных задач.
  • Кратковременная память характеризуется сохранением и воспроизведением информации сразу после ее получения.
  • Долговременная память отличается способностью накапливать информацию на неопределенное количество времени.

Также существует деление на произвольную и непроизвольную память.

Их отличие в том, что непроизвольная заключается в поглощении информации путем погружения в процесс без приложения усилий, а произвольное запоминание – это умение старательно изучать информацию при помощи определенных черт характера (усидчивость, умение абстрагироваться, выделять главное).

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольный период является одним из наиболее благоприятным периодом для развития памяти.

Характеризуется рядом особенностей – развитием мышления, восприятия, целевой определенности, количеству впитываемой информации, временем ее хранения и воспроизведения.

У детей дошкольного возраста превалирует непроизвольная память, когда они запоминают лишь то, на что направлено их внимание, а также то, что вызывает наибольшую эмоцию.

В этот период дети отличаются развитием речевой активности, происходит накопление новых слов и выражений, что влияет на качество впитывания новой информации. Отсюда точные воспроизведения стихотворений, отрывок сказок, речи родителей и прочее. Важную роль отыгрывает ассоциативный способ запоминания, когда новый полученный опыт сравнивается с предыдущим, формируя новые знания и понятия.

Именно дети дошкольного возраста способны запоминать конкретные ситуации, а позже детализировано их рассказывать. Это и есть активная работа образной памяти, которая является сильным инструментом общего развития ребенка.

Помните, что без должной поддержки, а также стимуляции педагогов и родителей, ребенку будет непросто развить в себе достойные характеристики запоминания.

Старайтесь заинтересовывать ребенка в исследовании окружающего мира и получения новой информации, предлагая ему включать всевозможные виды памяти.

Так, исследование новых предметов будет развивать зрительную и осязательную память, чтение сказок или прослушивание музыки – слуховую, а рассказы взрослых – словесно-логическую.

Большую роль в развитии памяти дошкольника имеет его личная заинтересованность к событиям, явлениям и объектам. В связи с этим педагоги стараются создавать развивающуюся атмосферу на основе игры, придумывая различные мотивации. Например, предлагая ребенку довести сказочного героя до пункта назначения, останавливаясь у светофора, и изучая названия цветов.

Не забывайте про соблюдение дневных режимов, а также выбирайте способы развития памяти исходя из умений ребенка, чтобы не перегружать его. Чрезмерное поглощение информации не сделает ваше чадо гением, а лишь отобьет желание обучаться новому.

Итак, что необходимо для полноценного становления памяти у детей дошкольного возраста:

  • Поток свежей информации о событиях, явлениях, объектах, предполагающих запоминание.
  • Создание условий, которые располагают ребенка к деятельности, предполагающей задействование всех видов памяти (как самостоятельной, так и с наставником).
  • Подбор материала, для включения функций запоминания, исходя из интересов самого ребенка.

Проведите вашему ребенку тест на развитие долговременной и кратковременной памяти

Вам понадобится дидактический материал, стимулирующий память. Подготовьте 10-15 карточек, на которых изображены предметы, ранее изученных ребенком. Это может быть изображение транспорта, цветов, строений, кухонной утвари и прочее.

Разложите карточки перед ребенком и попросите запомнить их (время для запоминания 30-40 секунд). После чего соберите карточки и попросите назвать предметы, которые запомнились вашему ребенку.

Если ребенок назвал семь и более карточек – отличный результат работы кратковременной памяти.

Спустя 7-10 минут разложите перед ребенком карточки, которые он не назвал сразу (время для запоминания 30-40 секунд). Предоставьте ребенку возможность заниматься своими делами, а спустя час, попросите назвать предметы на карточках, которые ему запомнились. Это позволит оценить работу долговременной памяти. Шесть и более названых карточек говорят о высокой оценке долговременной памяти.

Развитие памяти у детей дошкольного возраста

Тест на развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Подготовьте для проведения теста 6 карточек с изображениями, а также лист (поле), разделенный на 18 клеток, равных размеру карточек. Каждой карточке с изображением соответствует три поля, но изображения могут отличаться между собой:

  • 100% копия карточки с изображением;
  • изображение с одной отличительной деталью;
  • изображение, схожее лишь цветом или предназначением.

Суть состоит в том, что взрослый показывает оригинальную карту, а ребенок должен отыскать идентичную на карте (поле) из 18 клеток. За каждый правильный ответ (идентичная картинка) ребенку зачисляется три балла. За ответ, где изображение отличается одной деталью – 2 балла. За ответ, где изображение, схожее лишь цветом или предназначением – 1 балл. Другое — 0 баллов.

До 15 Б – низкий уровень образной памяти.
От 15 Б до 20 Б – средний уровень.

От 20 Б – высокий уровень.

Игры и упражнения на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Отличное игровое упражнение для развития двигательной памяти — повторяй-ка.

Взрослый показывает движения, а ребенок повторяет. Начните с одного движения, но с каждым последующим разом увеличивайте нагрузку. Например, обернитесь вокруг своей оси в первый раз, а во второй не просто обернитесь, но и присядьте.

«Слово за слово». Упражнение развивает кратковременную механическую память. Взрослый называет одно слово и просит ребенка повторить его. С каждым разом к слову прибавляется еще одно, образуются словосочетания, которые ребенок должен повторять.

«Хожу по следам». Взрослый и ребенок выбирают игрушку или предмет (можно несколько), который взрослый будет прятать в комнате. Важно выбирать определенную комнату для игры, не распространяясь на все комнаты жилища. Задача ребенка – найти игрушку.

Развить образную память поможет игра «Кого потеряли?»

Подготовьте карточки, на которых изображены предметы, или сами предметы (например, карточки с изображениями животных, цветные карандаши, столовые предметы и прочее).

В зависимости от умений вашего ребенка, разложите перед ним 3 -6 карточек или предметов, дайте запомнить их, поговорите об их назначении, пользе и преимуществах, а потом попросите закрыть глаза.

Уберите одну карточку или предмет, попросите ребенка открыть глаза и задайте вопрос: «Посмотри внимательно, кого потеряли? Кого здесь не хватает?».

«Нарисуй меня». Предложите ребенку повторить нарисованные вами фигурки, но не забывайте убирать с его поля зрения ваш листочек. Ребенок должен повторить рисунок так, чтобы он был максимально похож на ваш.

Развить слуховую память поможет упражнение «Что за звуки?»

Для проведения упражнения вам понадобятся игрушки или подручные предметы, способные издавать звуки (погремушки, крупы в банках, музыкальные инструменты). Расскажите и покажите ребенку эти вещи, пусть он послушает, как они звучат. После чего попросите его отвернуться спиной к вам, начните бить в барабан, например. Задача ребенка – назвать, какая игрушка или что издает этот звук.

Читайте также:  Питание при пищевой аллергии у взрослых и детей

«Что за запах?». Отличное упражнение для развития образной памяти, которое включает работу обонятельных анализаторов. Предложите ребенку сконцентрироваться на запахах, которые он ранее встречал в своей жизни.

Вы можете предложить ребенку ощутить аромат цветка, фруктов, овощей, мыла, духов.

Изучите каждый аромат вместе с ребенком, потом попросите его закрыть глаза, поднесите предмет к носу так, чтобы он почувствовал запах и назвал сам предмет.

Развить эмоциональную память помогут не только интересные упражнения и игры, но и положительные слова, направленные на ребенка (похвала, поощрение, слова любви и прочее). Практикуйте совместные игры в кукольный театр, чтение сказок, запоминание небольших стихотворений и песенок с эмоциональной окраской.

Тренировать ассоциативное мышления можно при помощи игры в ассоциации. Вы говорите ребенку слово (например, вкусно, тепло, круглый), а ребенок должен назвать собственные ассоциации, связанные с этим словом. Например, «вкусно»: мороженное, клубника, конфета, булочка, морковка. Подбадривайте ребенка, помогая ему придумать как можно больше слов.

Источник: https://xn--c1aejes9h.xn--p1acf/doshkolnaja-podgotovka/razvitie-pamjati-u-detej/

Развитие памяти ребенка дошкольного возраста

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память — что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации.

Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс — осознание информации, навыков или действий.

Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое «хорошая память»? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору.

Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой.

Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения.

Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах.

В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков.

Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности.

С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций — они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации — она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации.

Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства.

Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап — возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через функцию восприятия предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно развивается образное мышление, которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап — с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный.

Ведь способность к запоминанию — один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность.

Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде — все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, — важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимательность и прочее.

А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности.

Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-pamyati-rebenka-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector