Воспитание ребенка в неполной семье

Воспитание ребенка в неполной семье

  • style=»display:block» data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=»9213322149″ data-ad-format=»auto»
  • data-full-width-responsive=»true»>

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Сегодня наша статья затрагивает грустную тему, поговорим про особенности воспитания детей в неполной семье. Расскажем о проблемах встающих перед детьми, а также о путях их решения. Подробности в статье!

Воспитание ребенка в неполной семьеВ наше время все чаще и чаще встречаются неполные семьи. Причины, по которым это происходит, бывают разные — вдовство одного из супругов, развод, или же женщина добровольно решает стать матерью-одиночкой. В основном встречаются семьи, где женщина одна растит ребенка, но, судя по статистике, увеличивается и количество семей, где есть только отец. Как бы там ни было, это всегда сопровождается множеством проблем, как для родителя (и даже для обоих), так и для ребенка.

Как бы жестоко это ни звучало, самая благоприятная для малыша ситуация — когда один из родителей погибает. В большинстве случаев при таком раскладе у ребенка остаются приятные воспоминания об умершем, которые регулярно подпитывают окружающие. Плюс — это колоссальная поддержка от родственников, связи, с которыми не разрываются, наоборот — порой становятся даже крепче.

Воспитание ребенка в неполной семьеЕще один плюс — когда в семье не один, а несколько детей. Психологи говорят о том, что в неполных семьях конфликты и соперничество между детьми встречается гораздо реже, чем в семьях, где есть оба родителя. Часто старшие дети, если разница в возрасте большая, могут стать наставниками для младших, «заменив» того, кто ушел из семьи по тем или иным причинам.

Проблемы воспитания детей в неполной семье

На самом деле, трудностей в семье, где есть только один родитель, очень много. Особенно выделяются следующие:

  1.  Мать или отец, оставшись без второго супруга, испытывают огромную вину перед ребенком. Ведь кругом только и говорят, что семья — ячейка общества, что для полноценного воспитания и развития ребенка необходимы оба родителя.

    Начинаются метания, как заменить ребенку потерянного близкого человека. Кто-то проявляет гиперопеку, кто-то «взамен» покупает дорогую одежду или множество игрушек.

  2. Подобные моменты не могут иметь положительного эффекта, как итог — вырастает совершенно несамостоятельный, порой эгоистичный человек.

    Кроме того, беря слишком много на себя, взрослый слишком устает от излишних забот. И в итоге испытывает излишнее раздражение, что так же плохо сказывается на психологическом состоянии малыша, который и без того переживает тяжелый период своей жизни — близкого человека нет рядом;

  3.  Воспитание ребенка в неполной семьеПротивоположная ситуация, когда один родитель пытается подменить другого. Особенно это явно заметно в семьях, где отсутствует отец. Мать начинает проявлять излишнюю строгость к ребенку, а порой и лишая заботы и нежности, таким образом, давая «отцовское воспитание». В ответ на это ребенок, естественно, не может отреагировать положительно, меняется его поведение, появляются капризы, или же, наоборот, он становится излишне замкнутым.
  4. Оставшийся родитель испытывает к бывшему супругу неприятные эмоции, перенося этот негатив на ребенка. Вследствие чего уже у него формируется чувство вины перед матерью — «как я мог родиться от такого плохого человека»?
  5. Создание вымышленного образа. Чаще всего это происходит, когда семья распадается, пока ребенок еще слишком мал. Каждый ребенок нуждается равно как в отце, так и в матери. Когда не хватает кого-то одного, он начинает придумывать некий образ потерянного родителя. Хорошо, если близкие наполняют этот образ положительными чертами, и совсем плохо, когда окружающие постоянно отзываются о нем плохо. Самое идеальное — представлять потерянных отца или мать в реальных чертами, с достоинствами и недостатками, как и у всех людей.
  6. Очень печально, когда пытаясь забыть предыдущий неудачный опыт, мать или отец бегут искать новое счастье в личной жизни, бросая ребенка на бабушку и дедушку. Малыш, у которого и без того был поломан привычный мир, лишается практически обоих родителей, что непременно нанесет ему колоссальную психологическую травму.

Как избежать подобных проблем

Воспитание ребенка в неполной семьеВ первую очередь, конечно, оставшемуся родителю нужно взять себя в руки. В конце концов, никто не виноват в том, что семья распалась — ни он, ни, тем более, ребенок. С ребенком обязательно нужно поговорить о произошедшем, по душам, насколько это возможно. Искренне, и не скрывая ничего, чтобы он знал, что он тоже может поделиться своими переживаниями, ведь для него тоже произошло тяжелое и трагичное событие в жизни.

  1. style=»display:block» data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=»9213322149″ data-ad-format=»auto»
  2. data-full-width-responsive=»true»>

Воспитание ребенка в неполной семьеНи в коем случае нельзя запрещать ребенку иметь приятные воспоминания о прошлой жизни в семье, наоборот, поддерживать его. Стараться не проявлять явного негатива ко второму супругу, ибо для ребенка он не перестал быть близким человеком, а родитель есть родитель.

Ну, и конечно же, разрывая отношения, мужчина и женщина, не должны это проецировать на общее чадо, а пробовать сохранить теплые отношения с ребенком. Это поможет ему в дальнейшей взрослой жизни не испытывать негатива к одному или другому полу. Выстраивать полноценные и здоровые отношения с окружающими людьми, и сыграть свою роль в нашем обществе.

Мы поговорили про особенности воспитания детей в неполной семье. Советуем дополнительно проитать статью «Почему ребенку нужен папа».

Ребёнок не просто должен расти в семье, где есть мама и папа, они оба должны принимать участие в его воспитании.

То есть, по сути, полная семья — это не просто та семья, где шаблонно присутствуют мама и папа, это семья, где они оба принимают активное участие в воспитании собственного чада. Подробности узнаете, прочитав статью полностью!

  • style=»display:block» data-ad-client=»ca-pub-2971630162946731″ data-ad-slot=»9213322149″ data-ad-format=»auto»
  • data-full-width-responsive=»true»>

Источник: https://superwoomen.ru/semya-i-deti/osobennosti-vospitaniya-detej-v-nepolnoj-seme.html

Воспитание ребенка в неполной семье: так ли все плохо

Воспитание ребенка в неполной семье

Существует мнение, что лучше плохой отец, чем никакого, но так ли это на самом деле? Бывают разные ситуации, когда отсутствует один из родителей. Поэтому приходится постоянно сталкиваться с одной из самых актуальных проблем сегодняшнего времени — воспитание ребенка в неполноценной семье.

Воспитание ребенка в неполной семье

Воспитание ребенка без отца только матерью — процесс более естественный. Именно от матери малыш получает свои первые навыки, первое представление и связь с миром, во всяком случае, так должно быть.

Отец, при всей своей любви и привязанности к ребенку, не способен заменить ему мать и дать то, что в него может вложить только женщина. Не каждый мужчина в полноценной семье готов включиться в процесс воспитания, а точнее обучения, своих детей. На такой подвиг способны только мужчины, для которых важны семейные ценности.

Как воспитать ребенка в неполной семье

Если так сложилась ситуация, что мужчине или женщине по причине развода или вдовства, приходится воспитывать ребенка самостоятельно, то ни в коем случае нельзя провоцировать в них негативное отношение к отсутствующему родителю.

Одинокими отцами, воспитывающими детей без женщины, как правило, становятся мужчины-интроверты, которым с детства были привиты семейные ценности.

Бывает, что одинокий папа, опять же по ряду личных причин, категорически отрицает участие матери в жизни сына или дочери, что абсолютно не правильно.

Никакой отец, даже самый любящий и ответственный, не способен заменить материнскую любовь и ласку.

Разведенные отцы нередко сохраняют глубокие обиды и плохое отношение к матери своих детей, перенося их на всех женщин, что еще хуже, навязывают это мнение ребенку.

В худшем случае недоброжелательность к матери, глубоко проникает в психическое восприятие ребенка.

Со временем убежденность отца в «плохой матери» может стать для сына отправным пунктом обид на всех женщин, формируя тем самым неблагоприятный жизненный сценарий.

С противоположным отношением, когда мама считает всех мужчин безответственными, может столкнуться девочка. К тому же у женщин бывает очень много оснований, которые формируют негативное отношение к мужчинам.

Отношения государства к неполным семьям

Работники образовательных учреждений — учителя и психологи постоянно сталкиваются с условностями в воспитании в неполной семье, а ведь им хорошо известны причины разводов и родительских конфликтов.

Воспитание ребенка в неполной семье

Если женщина решает расстаться с мужем, вредные привычки которого влияют на формирование здоровых семейных отношений, то общество и религия, стараясь из последних сил сохранить в России институт брака, категорически выступает против разводов.

Государственная политика не может закрывать глаза на такое массовое явление. В России разрабатываются всевозможные пакеты программ и льгот в оказании социальной помощи матерям одиночкам. Финансовый фон, со временем, становится более благополучным.

Как все обстоит в области психологии?

Распространено обывательское мнение в обществе: «Ребенок страдает, когда отсутствует один родитель». Однако многие неспособны объяснить, каким образом может быть нарушена психика ребенка, если воспитание происходит в неполной семье. Ведь развитие детей может происходить без отца или без матери, если правильно с ним заниматься и уделять внимание.

К сожалению, в обществе наблюдается тенденция, когда воспитание ребенка без отца воспринимается, как нормальное явление. Однако в этом нет ничего неприемлемого, важно то, как родитель подходит к воспитанию и как объясняет ребенку причину отсутствия полной семьи.

Мнение о том, что дети, воспитанные только матерью, имеют психологические проблемы или становятся неуправляемыми хулиганами — в корне неправильное.

Особенности воспитания ребенка одним родителем

Воспитание ребенка в неполной семье

Плохо, когда женщина терпит грубое отношение со стороны мужчины, а тем более, если оно переходит на детей.

Конечно, разведенные женщины могут встретить заботливого и внимательного мужчину, которые окажется лучшим отцом. А ведь такие случаи нередки.

Взрослым, а особенно родителям, необходимо понимать все плюсы и минусы воспитания детей в неполной семье, научиться разбираться в причинах алкоголизма мужей и изменах жен, от которых их, может быть, еще не поздно спасти. Сделать это можно, только поняв природу человека, узнав его психологические особенности.

Отцы, принявшие решение без матери воспитывать ребенка, отличаются строгостью и мужской сдержанностью.

Некоторые женщины, стремятся оградить сыновей от влияния сверстников и улицы, даже не представляют, как это может повлиять на взрослую жизнь.

Родители, воспитывающие детей так, как считают нужным, в соответствии со своим отношением к жизни, не учитывая интересов и желаний других, на самом деле, не дают ему развиваться как личности.

Источник: https://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/vospitanie-rebenka-v-nepolnoy-seme.html

Особенности воспитания ребенка в неполной семье

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток

Воспитание ребенка в неполной семье

Неполной называют семью, в которой рядом с ребенком находится только один родитель – мать или отец. Мамы и папы, в одиночку воспитывающие ребенка, часто задаются непростыми вопросами. Не скажется ли отсутствие второго родителя на развитии малыша? Как помочь своему чаду стать гармоничной личностью при таких обстоятельствах? «Я родитель» уверяет, что неполная семья тоже может дать ребенку полноценное воспитание, главное – учитывать некоторые особенности.

Полоролевое воспитание

Как только дети впервые осознают свою половую принадлежность, они начинают осваивать важные особенности поведения: мальчики – мужские, девочки – женские. Естественно, стать настоящим джентльменом или леди им помогают примеры самых близких людей.

В обычной семье дела так и обстоят: мальчики учатся мужскому поведению, смотря на своих отцов, а девочки воспитывают в себе женственность, наблюдая за своими матерями.

Но что делать, если родитель у ребенка всего один, и он при этом противоположного пола?

Естественно, ни один человек не сможет полноценно выполнять в семье сразу две роли: и отца, и матери. Поэтому одиноким отцам очень трудно объяснить подрастающей дочери, каково это – быть женщиной. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда у матери-одиночки подрастает сын: женщина просто не может показать на личном примере, каким должно быть настоящее мужское поведение. Где же выход?

На самом деле недостающего члена семьи вполне может заменить родственник или друг семьи, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Для мальчика таким человеком может стать дедушка, дядя, старший брат, для девочки – бабушка, тетя, старшая или двоюродная сестра.

Главное, чтобы у человека, который заменяет недостающего родителя, хватало времени и желания на общение с ребенком.

Если у вас неполная семья, но при этом других родственников нет вообще или вы не поддерживаете с ними связь, попробуйте найти среди своего окружения такого человека, которому будет интересен ваш ребенок, и который с удовольствием будет посвящать ему часть своего времени. Это может быть лучший друг, подруга или коллега по работе. Если ваш ребенок будет проводить с этим человеком много времени, и по-настоящему подружится, то проблем с полоролевым воспитанием у него не возникнет.

Общение между родителем и ребенком

Немаловажную роль в правильном воспитании ребенка имеет удовлетворение его потребности в общении с матерью или отцом.

Очень часто случается, что в неполных семьях единственный родитель взваливает на себя тяжкий груз забот на всех существующих фронтах, и, в итоге, на общение с ребенком у него совсем не остается времени.

В такой ситуации ребенок чувствует себя заброшенным, ему не хватает общения с близким для него человеком, а его развитие начинает идти неправильно: появляются трудности с самооценкой, депрессии, замкнутость или демонстративное вызывающее поведение, которое как бы говорит родителю: «Ну, обрати же на меня внимание!».

Часто распространена и обратная ситуация, когда единственный родитель считает, что он обязан дать своему ребенку вдвое больше заботы, раз он оказался в положении «один за двоих» и буквально начинает душить чадо своей любовью. Переизбыток заботы не менее вреден для развития ребенка, чем ее недостаток, поэтому переходить эти грани не стоит.

Эмоциональные потребности

Эмоциональная составляющая играет важную роль для правильного развития ребенка. Именно через эмоции он познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать.

При этом получать полноценное эмоциональное общение ребенок вполне успешно может и в неполной семье. На самом деле ребенку не так уж много нужно для счастья: ему хочется чувствовать себя любимым, важным и значимым для своей семьи.

Ему хочется, чтобы мама или папа им искренне гордились, интересовались его жизнью и всегда были готовы выслушать.

Поэтому не берите на себя непосильную ношу и не старайтесь жить так, как будто вы являетесь одновременно двумя людьми, ведь ребенку нужно всего лишь видеть своего родителя, пусть и единственного, счастливым, гармоничным и уверенным в себе.

Ребенку будет больно видеть перед собой замученную, постоянно раздраженную и усталую мать, которая работает на трех работах, чтобы обеспечить его самой лучшей едой, одеждой и игрушками. Гораздо важнее и приятнее для сына или дочки, если мама каждый день будет гулять по парку, читать на ночь сказки и с удовольствием слушать, что произошло сегодня с её любимым ребенком.

Социальное общение

В полной семье ребенок с самых первых дней жизни оказывается вовлеченным в общество. Он с момента своего рождения оказывается в маленьком социуме, в котором, помимо него самого, есть мать и отец.

Это позволяет ребенку учиться общению между людьми, понимать различие во взглядах окружающих (особенно, когда принципы воспитания мамы и папы в чем-то расходятся), наблюдать за разной реакцией людей противоположного пола, за их взаимоотношениями, выстраивая тем самым определенную модель поведения в обществе.

В неполной семье ситуация принципиально другая. У ребенка есть только один родитель, и малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми.

Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом.

Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию.

Ищите вокруг примеры, на которых вы можете продемонстрировать ребенку различные положительные варианты взаимодействия одних людей с другими. Пусть ребенок наблюдает, как общаются бабушка с дедушкой, как искренне любят друг друга ваша подруга и ее муж.

Отличным подспорьем в этом непростом деле могут стать книги и мультфильмы, герои которых создают правильную модель поведения — показывают, что такое настоящая дружба, привязанность, любовь, уважение.

Все это поможет вашему ребенку вырасти полноценной личностью.

Ошибки матерей-одиночек

Очень часто в неполной семье, где ребенка воспитывает одна мать, возникает непреодолимая сложность в том, как научить ребенка правильно общаться с противоположным полом. Ситуация особенно усугубляется, когда отец ребенка оставил маму из-за другой женщины.

Обида, крепко затаившаяся в женском сердце на всю жизнь, порой не дает возможности построить новые отношения. И в глубине души женщина начинает ненавидеть всех мужчин поголовно.

Идущая на поводу у своих эмоций (злости, обиды, желания отомстить), такая мать может неосознанно вселить в сознание своей подрастающей дочери мысль о том, что абсолютно всем, без исключения, мужчинам нельзя верить.

Если женщина постоянно рассказывает ребенку гадости о его отце, а в подростковом возрасте убеждает дочь, что ни к чему хорошему отношения с мужчинами не приведут, велик шанс того, что повзрослевшая девочка так и не построит своего личного счастья. Она подсознательно будет избегать мужчин, бояться их, не доверять им, испытывать страх перед отношениями и копировать поведение своей матери.

Если вас бросил муж, не убеждайте себя в том, что и вашей дочери непременно встретится недостойный ее человек. Все ситуации разные, и то, что ваш брак закончился разводом, вовсе не означает, что и выбор вашей дочери будет неправильным. Дайте ей шанс самостоятельно пройти через период первой любви, построить отношения без постороннего вмешательства и научиться чему-то на собственных ошибках.

Принципиально другая ситуация возникает, когда в положении брошенной жены оказывается женщина, воспитывающая мальчика. Ее негативный настрой по отношению к ушедшему отцу может сформировать у ребенка ошибочный стереотип мужского поведения.

Если мама постоянно рассказывает сыну, что его отец был плохим человеком, то ребенок начинает чувствовать себя ущербным – ведь в его жилах течет кровь «плохого» отца.

Самооценка ребенка в таком случае падает, что приводит к психологическим проблемам, сложностям в общении с ровесниками и противоположным полом, затяжным депрессиям, к агрессивному и вызывающему поведению, которое особенно сильно обостряется в подростковом возрасте.

Если от вас ушел отец вашего ребенка – старайтесь держать себя в руках и помнить, что ваша ненависть к нему ни в коем случае не должна передаваться ребенку. Постарайтесь сформировать у него, если не положительный, то хотя бы нейтральный образ отца.

Ошибки отцов-одиночек

Самой главной трудностью, с которой сталкиваются одинокие отцы, является отсутствие физической связи между ними и ребенком.

Когда женщина вынашивает ребенка в своем чреве и дарит ему возможность появиться на свет, между ними возникает крепкая подсознательная связь, которая особенно сильна в первые годы жизни.

Именно к матери ребенок привязывается больше всего. Мужчина же чаще всего просто не чувствует этого особенного контакта.

Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них вырастают девочки, которых можно назвать «своим парнем», поскольку папы-одиночки не знают, как научить дочь женственности. Вместо этого дочка получает багаж знаний о том, как быть сильной, выносливой и самостоятельной.

Если вы в одиночку воспитываете дочь, не отказывайтесь от помощи и советов родственников и знакомых женского пола, особенно тех, у кого есть дети. Не стесняйтесь задавать им волнующие вас вопросы, ведь от того, как именно вы воспитаете своего ребенка, будет зависеть его дальнейшая жизнь и личное счастье.

Виктория Котлярова

Воспитание ребенка в неполной семье

Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-nepolnoy-seme/

Проблемы и особенности воспитания детей в неполной семье

Воспитание ребенка в неполной семье

С каждым годом количество неполных семей только увеличивается, а достаточно много женщин целенаправленно рожают детей «для себя». Дети в таких семьях недополучают отцовской любви и внимания, поэтому у них могут возникать проблемы психоэмоционального характера, проблемы в общении со сверстниками, а также с адаптацией в обществе.

Роль и участие отца и матери в воспитании ребенка после развода

Развод родителей. Самая распространенная причина появления неполных семей – развод. В такой ситуации ребенок получает колоссальную психологическую травму, как бы родители ни старались смягчить ее.

Но большинство мам и пап даже не пытаются этого сделать, забывая про роль отца и матери в воспитании ребенка – они погружаются в череду ссор и обид, забывая о собственном ребенке как раз в тот момент, когда он наиболее нуждается в их поддержке и любви.

После развода мама сразу пытается стать для своего чада и матерью, и отцом, но это невозможно. В полной семье роли распределены таким образом, что только при взаимодействии обоих родителей можно найти золотую середину, благодаря которой воспитание и получается «правильным».

Что же делает мама после развода? Она хочет заменить своему ребенку отца. Что она предпринимает для этого? Она ведет себя как папа, т. е. становится строгой, жесткой и требовательной. К чему может привести такое поведение матери? К тому, что ребенок, недавно лишившийся папы, останется и без мамы.

Любовь, теплота и ласка – это те потребности человека, которые не зависят от возраста, они являются не только залогом уверенности в себе и доверия к обществу, но, что самое главное, источником хорошего эмоционального и физического состояния. Участие матери в воспитании ребенка в этом случае играет важнейшую роль.

Большинство психологов считают, что не стоит делать акцент на неполных семьях как на чем-то необычном. Воспитание в них такое же, как и в полных семьях, оно лишь осуществляется в условиях отсутствия одного из родителей. Важное значение для полноценного воспитания ребенка имеет не факт наличия/отсутствия полноценной семьи, а психологический портрет того человека, который остается с детьми.

В большинстве случаев после развода дети остаются с мамой, и женщине приходится исполнять не только свои обязанности матери, но и взять на себя роль отца, если, конечно он сам не принимает участия в воспитании детей. Но она не должна бросаться «в омут с головой», а прежде всего, помнить, что ее ребенок нуждается в заботливой, доброй и любящей маме, а не в строгом и требовательном наставнике.

Вот некоторые самые распространенные ошибки в воспитании детей после развода.

  1. Навязывание ребенку мысли о том, что папа плохой, что он его не любит. Мамам важно помнить, что у детей такая постановка вопроса может сформировать чувство неполноценности, которое негативным образом скажется на уже выросшем сыне или дочери.
  2. Запрещение общаться отцу с ребенком. Понятно, что общение папы с сыном или дочерью необходимо, но как реагировать маме, когда ребенок приходит после таких встреч весь в слезах от того, что папа уходит, а если он еще уходит в другую семью? Естественно, мама запрещает подобные встречи, потом оба родителя, чтобы не расстраивать ребенка, начинают заваливать его подарками. Со временем он учится извлекать выгоду из такой ситуации, манипулировать родителями, постепенно в нем формируются зачатки эгоиста, которые в дальнейшем будет сложно искоренить.
  3. Появление нового папы. Естественно, к появлению в семье нового мужчины должна быть готова не только женщина, но и ребенок. Нельзя насильно навязывать ему другого человека, особенно в том случае, если родной папа участвует в его жизни. Конечно, в семье, где появляется другой мужчина, не избежать трудностей психологического характера, например, как реагировать маме на повышение голоса отчимом или его крик на ребенка, а может даже и на телесное наказание? Поэтому, создавая новую семью, женщина должна убедиться в том, что новый папа и новый сын или дочь найдут между собой общий язык, ведь эмоциональной травмой для ребенка может стать не столько наказание отчимом, сколько новый развод мамы.

Как растить ребенка без отца чтобы исключить негативные последствия

Смерть отца. Достаточно редкий вариант, если ребенок еще маленький. В данном случае мама настолько глубоко может уйти в свои переживания, что забывает о ребенке. Только по истечении какого-то времени она возвращается к выполнению своих обязанностей воспитателя.

При этом она не понимает, как растить ребенка без отца, поскольку эмоционально и психологически к этому ни когда не готовилась. Но бывает, что она запаздывает с этим вопросом.

Самое главное в такой семье – с самых первых дней установить доверительные отношения между мамой и детьми, вместе пережить горе, помогать и поддерживать друг друга. Конечно, родственники придут на помощь, матери будет трудно самостоятельно справляться со всем на первых порах. Но близким не стоит брать на себя все обязанности.

Если отец умер, но мама сумела правильно воспитывать ребенка одна, он не будет чувствовать себя «не таким, как все», ведь папа был, и он их не бросал. Чтобы исключить негативные последствия, следует быть предельно откровенной в малышом.

Если растет ребенок без отца, последствия могут быть различными, главная опасность в этом случае кроется в проявлении чрезмерной жалости и опеки. Маме надо сдерживать себя, объясняя, что жизнь продолжается, и ребенку нужно учиться справляться с трудностями.

Воспитание ребенка матерью одиночкой: как воспитать без отца

Если папы не было изначально, то воспитание ребенка матерью одиночкой становится некой прерогативой для её личностного роста.

В современном мире женщины давно в карьерном плане обогнали многих мужчин, они имеют достаточно средств, для того чтобы содержать и себя, и ребенка на высоком уровне, поэтому не спешат выходить замуж, а просто рожают ребенка «для себя».

Но как же объяснить все это малышу, который в один прекрасный день задаст вопрос: «Мама, а где мой папа?» Как воспитать ребенка без отца в этой ситуации полноценным членом общества? Прежде всего стоит понять, что ребенок без отца и мать одиночка уже являются полноценной семьей, просто им требуется поддержка со стороны близких родственников.

По наблюдениям психологов, дети в таких семьях либо чересчур эгоистичны, либо довольно неуверенные в себе. Семья данной категории сталкивается с теми же проблемами, что и предыдущие.

Но тут есть два нюанса: первый – если у мамы возникают материальные трудности, то ребенок остается без ее внимания, которое ему просто необходимо, второй – если финансовых трудностей нет, то появляется угроза того, что ребенок вырастет крайне избалованным.

Воспитание ребенка в неполной семье влияет на его интеллектуальное развитие. Учеными установлен интересный факт, что отсутствие отца в семье больше отражается на математических способностях детей обоих полов.

Трудность в воспитании ребенка в неполной семье состоит и в том, что со временем женщина начинает чувствовать, что она жертвует своей жизнью ради жизни сына или дочери.

Мать-одиночка свое общение с малышом строит на внушении ему чувства благодарности за то, что она его родила, что дарит любовь и заботу, хотя они являются естественным материнским долгом.

Таким женщинам стоит вспомнить, что иметь ребенка, проявлять заботу о нем, наблюдать за его развитием и взрослением, формированием его личности – это огромное благо и счастье, которое дается, к сожалению, не всем.

Воспитание ребенка без матери: её роль и участие в содержании

Воспитание ребенка без матери является очень трудным процессом, поскольку самые несчастные дети – это те, у которых нет мамы. Даже в полных семьях отцы достаточно редко принимают участие в воспитании ребенка.

Большинство отцов, которые остаются без жены, выбирают два противоположных выхода из такой ситуации: первый – ребенок остается на попечении бабушки, а папа тем временем продолжает привычную для него жизнь, не исключено, что у него может появиться другая семья.

Второй – оставшись единственным родителем, мужчина ударяется в крайности. Сына он держит в строгости, считая, что именно так можно воспитать настоящего мужчину, а ведь мальчик тоже нуждается в ласке и нежности, которые он получал от мамы.

Дочь отец пытается контролировать, а она просто нуждается в поддержке и взаимопонимании с папиной стороны.

Роль матери в воспитании и развитии ребенка заключается в прививании ему первоначальных коммуникационных принципов поведения.

Какие же негативные качества приобретают дети, воспитанные только отцами? Они чаще других становятся капризными, упрямыми, истеричными.

Может быть и обратная ситуация, когда ребенок замкнут и угрюм, растет запуганным. Они склонны испытывать чувство зависти и одиночества.

В некоторых случаях участие матери в воспитании и содержании ребенка определяется в судебных инстанциях и тут важно не посвещать малыша в распри между взрослыми.

Проблемы детей из семей без отца

Стоит сказать, что дети из семей без отца, воспитанные одной мамой, по наблюдениям педиатров, чаще болеют, у них раньше их сверстников появляется пристрастие к алкоголю и табакокурению, а также наркотикам. Но не стоит думать, что неполноценная семья неблагополучна по определению. Ведь часто встречаются неблагополучные семьи с трудными детьми, в которых есть и отец, и мать.

Что же делать, чтобы смягчить для психики ребенка отсутствие того или иного родителя, чтобы он не почувствовал своего отличия от других детей?

Распространенные проблемы детей без отца достаточно известны и также хорошо изучены способы их преодоления.

  • Станьте другом своему ребенку, говорите с ним как можно больше и чаще, во время прогулок, совместных обедов и ужинов, игр.
  • Хвалите свое чадо, но помните, что это можно делать лишь заслуженно и в меру.
  • Всегда говорите ему правду. Если малыш хочет узнать что-нибудь о папе или маме, которые живут отдельно, расскажите ему все максимально правдиво, но соответственно возрасту ребенка.
  • Не задаривайте ребенка игрушками, лучше дарите ему свою любовь и заботу.
  • Можете найти себе помощника в воспитании – бабушку, дедушку, тетю или другого близкого человека.
  • Будьте уверены в себе и своих силах, заряжайте ребенка своим жизнелюбием и оптимизмом.

И помните: ни в коем случае нельзя отчаиваться, ведь проблемы существуют во всех семьях, полных и неполных. Главное – это то, что ребенок нуждается в присутствии в его жизни и матери, и отца, одиноким родителям не стоит пытаться заменить собой обоих сразу, просто взрослые должны пытаться максимально уберечь своего ребенка от неполной семьи.

Материал подготовлен редакцией сайта ladycharm.net

Источник: https://ladycharm.net/2018/10/vospitaniya-detej-v-nepolnoj-seme/

Воспитание ребенка в неполной семье

В современной жизни постоянно увеличивается количество семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одним из родителей.

Это может быть связано с ростом разводов, со смертью родителя, с желанием матери одной родить и воспитывать ребенка.

Самая главная сложность, с которой сталкивается родитель – это ответственность за статус являться одновременно и матерью, и отцом для своего чада.

В полных семьях родители выступают для ребенка эталоном супружеских взаимоотношений, эталоном отцовской и материнской роли в воспитании чада. В неполных семьях у ребенка есть только один из родителей, а потребность в присутствии другого приводит к подсознательному стремлению сформировать его образ.

Благодаря встречам со вторым родителем, а также на основании каких-то воспоминаний, с помощью фантазии ребенок рисует себе его образ. Так, например, у мальчика без папы труднее формируется самообладание, самодисциплина, сложнее происходит половая идентификация.

И если мама в разговорах с малышом постоянно акцентирует внимание, что отец плохой, то тем самым она снижает самооценку ребенка. Ведь он не может считать себя хорошим, если появился на свет от плохого человека.

Поэтому наиболее оптимальным будет формирование впечатления о втором родителе, не живущем вместе, как о человеке, которому присущи как положительные, так и отрицательные черты характера.

Случается, что родитель вообще не комментирует ситуацию развода. Не упоминает об ушедшем человеке, ничего не объясняет. Тяжелое эмоциональное состояние взрослого после развода негативно сказывается и на состоянии ребенка. Для него весь привычный мир рухнул.

Малыш пробует его переосмыслить, ориентируясь на поведение живущего с ним родителя. Видя его состояние, ребенок испытывает чувство тревоги и неуверенности. Он беспокоится. Находится в том состоянии, когда осознается потеря родителя, который ушел, и родителя, который физически с ним остался.

Получается, что ребенок проживает два состояния. Состояние боли от потери родителя, и состояние тревоги за поведение другого. Маленький человечек тоже нуждается в определенном периоде приспособления к новой ситуации.

Он, как пример, должен понять, что мама все так же рядом с ним, да и отец для него полностью не потерян.

Пересматривая распределение ролей родителей, женщины стараются относиться к своему ребенку более строго, чем обычно. Таким поведением они как бы компенсируют отсутствие влияния отца. К хорошему результату такое поведение тоже не приведет. Дети по-разному воспринимают роль матери и отца в своем воспитании.

Отцовская строгость воспринимается как строгость, а излишняя строгость матери – как отказ в любви. В неполной семье ребенок особенно нуждается в осознании себя самым любимым и нужным. Поэтому в ответ на сверхстрогость мамы начинает пользоваться всем доступным ему арсеналом средств: капризничать, упрямиться.

Использует все, чтобы привлечь внимание к своей проблеме. Может и наоборот — расти инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения. Воспитывая сына одна, не старайтесь заменить ему отца. Лучше внушайте мальчику мысль, что он мужчина в семье.

Пусть он учится принимать решения, участвовать в жизни семьи на равных правах, чтобы приобрести навыки и в дальнейшем стать мужчиной, который будет способен нести ответственность не только за себя, но и за свою семью.

Желательно предоставить ему возможность общаться с различными мужчинами: отцом, дедушкой, дядей, тренером спортивной секции. Поощрять его контакты с другими мальчиками: ровесниками, братьями.

Что касается дочери, то мама в ее воспитании меньше сомневается. Девочка во взрослой жизни ориентируется на образец, который олицетворяет ее мать. При этом дочка воссоздает в своем воображении образ отца, который идеально соответствует ее представлениям об отце-мужчине.

Этот образ сильно повлияет на ее идеалы, с которыми она будет сравнивать других мужчин. У нее и так перед глазами пример семьи, которая существует без отца.

Если добавить к этому негативное отношение к отцу, как к мужчине, то девочка может спроецировать это отношение на всех представителей противоположного пола и впоследствии может испытывать трудности в своей взрослой семейной жизни.

Поэтому:

обсудите с ребенком Вашу ситуацию, обсудите ее причины. Не критикуйте второго родителя, не настраивайте малыша против него. Этим Вы сделаете только хуже ребенку.
не замыкайтесь в себе, уделяйте внимание ребенку. Помните, не Вы одни болезненно переживаете разрыв. С Вами одновременно страдает и Ваш ребенок.

Поэтому всегда находите время, чтобы поговорить с ним, выслушивайте его рассказы о школьных или детсадовских событиях. Чаще улыбайтесь. Оберегайте отношения родитель-ребенок от уныния и отчаяния. Показывайте ребенку, что в Ваших с ним отношениях ничего не изменилось.
подбадривайте и хвалите.

Оптимизм взрослого поможет ему сохранить доверие к миру и укрепит уверенность в себе.
вместе с ним вспоминайте прошлое. Пусть ребенок знает, что с Вами он может откровенно поговорить обо всем. Не избегайте разговоров об ушедшем втором родителе. Пусть ребенок знает, что Вы тоже его помните и уважаете.

прививайте малышу навыки, соответствующие его полу.

И самое главное, у несчастного родителя не сможет вырасти счастливый ребенок. Поэтому будьте счастливы! Хотя бы тем, что у Вас есть ребенок.

Источник: https://azbyka.ru/deti/vospitanie-rebenka-v-nepolnoj-sem-e

Статья: ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ | Социальная сеть работников образования

ОСОБЕННОСТИ  ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ

Актуальной на сегодняшний день остается проблема протекания жизни ребенка  в неполной семье.  Рассмотрим вопросы детско-родительских отношений, вопросы формирования личности ребенка из неполной семьи. Определим характерные особенности воспитания детей родителями-одиночками и возникающими трудностями воспитания в социальной и педагогической сфере.

Ключевые слова: одинокая мать, неполная семья, воспитание

Основное назначение семьи — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения.

В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха.

Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях.  Более всего следует учитывать особенности  личности того человека, который остается с ребенком один. Способность этого воспитателя соответствовать всем требованиям играет в формировании личности ребенка значительно большую роль, чем тот факт, что семья неполная.

         Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка, но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья.

          В последние годы демографы, социологи, психологи, педагоги и другие специалисты проявляют тревогу в связи с глубоким системным кризисом института семьи, который проявляется в деформации традиционных семейных устоев и семейного воспитания.

Неполная семья — это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери-одиночки, а также женщины, которая решилась взять ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими  особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец).

В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина-мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи.

Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно — психическом развитии, а тем более дети — инвалиды.

Если ребенок — инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.

Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность.

Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру.

В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.

Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка.

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей.

В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя.

Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери.

Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности.

Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно.

Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца.

Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок.

При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.

В силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.

Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты.

И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.

Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком.

А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов.

Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития.

 Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности.

Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.

Все это не означает, однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности.

           Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать.

Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи. В качестве иллюстраций к своим утверждениям они приводят многочисленные примеры воспитания прекрасных (зачастую выдающихся) людей, выросших без отца.

 Для маленького ребенка окружающее общество – это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребенка. И не имеет большого значения в данном вопросе число окружающих людей. Гораздо важнее качество и интенсивность взаимных отношений.

Ребенок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребенок ясно осознает, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, от него многого ждет.

Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которыми изобилует жизнь.

Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но, тем не менее, обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей.

Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям.

Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Библиографический список

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. — М.: Просвещение, 1986.
  2. Матейчек З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье// Воспитание детей в неполной семье/ перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред.и послесловие Н.М. Ершовой.- М.: Прогресс,1980.
  3. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье.// Я.Г. Николаева.- М., Владос, 2006.-159 с.
  4. Смирнова, Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы детей, живущих в неполной семье / Е.О. Смирнова, B.C. Собкин // Вопр. психол. 1999. №6. C.18−28.
  5. Сохранная, Н.А. Работа с неполными семьями.// Н.А. Сохранная.- Минск., Красико-Принт, 2006.-176 с.
  6. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. // В.М. Целуйко — М., Владос, 2003.-272 с.
  7. Целуйко, Н.А. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье. //Н. А. Целуйко. Мозырь., 2006. – 132 с.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/11/25/osobennosti-vospitaniya-rebenka-v-nepolnoy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector