Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителям

В настоящее время все больше родителей ищут ответ на вопрос о том, что делать, если врачи поставили диагноз «гиперактивный ребенок».

К сожалению, чрезмерная активность мешает крохе вести нормальный образ жизни, поэтому существует необходимость дать практические советы для взрослых, которые сталкиваются с такой патологией у детей.

Ученые отделили гиперактивность от других патологий и дали определение «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Однако такое отклонение в психике до сих пор полностью не исследовано.

Как отличить гиперактивность от активности?

Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителям

Чтобы отличать гиперактивного ребенка от простого непоседы, необходимо обратить внимание на следующие характеристики:

  • Активный малыш обладает большим познавательным интересом и пользуется своей неусидчивостью для получения новых знаний. В отличие от гиперактивно агрессивного ребенка, пренебрегающего чужим мнением, он прислушивается к замечаниям взрослых, с радостью вступает в игру.
  • Сильные эмоции непоседы проявляют редко, в незнакомых условиях ведут себя спокойнее.
  • Отсутствие склонности к провокациям активных малышей помогает им строить бесконфликтные отношения с другими ребятами, что неподвластно гиперактивным детям.
  • Дети без отклонений в психике имеют крепкий сон, они энергичны, но послушны.

Проявляться такое расстройство в возрасте двух лет. Однако существуют некоторые признаки гиперактивного ребенка, которые можно заметить и в год. Часто взрослые не обращают на это внимание до тех пор, пока карапуз не вырастает. Тогда от него начинают ожидать большей самостоятельности. Однако проявить ее малыш не в силах из-за нарушений психического развития.

Синдромом дефицита внимания чаще страдают мальчики. Их количество достигает 22%, а количество девочек с СДВГ составляет только 10%.

Почему ребенок гиперактивный?

Причин такого расстройства много. Самыми распространенными из них являются:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные детьми в раннем возрасте.
  • Стрессы, тяжелый физический труд мамы во время вынашивания плода.
  • Прием матерью наркотиков, алкоголя.
  • Травмы головы, возникающие во время родов.
  • Тяжелые или преждевременные роды.
  • Скудный или неправильный рацион питания крохи.
  • Болезнь может передаваться на генетическом уровне.
  • Конфликты внутри семьи.
  • Авторитарный стиль воспитания.

Какого ребенка можно назвать гиперактивным?

Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителям

Специалисты-медики относят ребенка к категории « гиперактивный», если у него проявляются следующие признаки:

  • Увлеченность делом длится не более 10 минут. При любом отвлекающем факторе, его внимание переключается.
  • Карапуз постоянно взбудоражен, невнимателен. Во время занятий или уроков не может усидеть на месте, постоянно двигается, дергается.
  • Поведение его не отягчено застенчивостью. Проявляет непокорность даже в незнакомых местах.
  • Задает много вопросов, однако в ответе на них не нуждается. Иногда дает ответ, не дослушав все предложение. Во время игр требует всеобщей сосредоточенности на его персоне.
  • Речь ускоренная, глотает окончания слов. Часто перескакивает с одного действия на другое, не закончив начатое.
  • Беспокойный сон – один из признаков гиперактивного ребенка. Случаются ночные кошмары, недержание мочи.
  • Постоянные конфликты со сверстниками не дают завести друзей. Спокойно играть не может, вмешивается в игру других ребят. Во время уроков выкрикивает с места, мешает своим поведением.
  • Гиперактивные дети часто не усваивают программу школьного курса.
  • Отклонения в работе мозга при обработке информации. Выполняя задания, часто испытывает трудности.
  • Кажется, что чадо не слышит то, что говорят ему взрослые.
  • Рассеян, теряет личные вещи, школьные принадлежности, игрушки.
  • Неуклюжесть в движениях гиперактивного ребенка часто бывает причиной травм и порчи вещей.
  • Имеет проблемы с мелкой моторикой: испытывает затруднения при застегивании пуговиц, завязывании шнурков, каллиграфии.
  • Не реагирует на замечания взрослых, запреты, наказания (Советы: как правильно наказывать).
  • Подвержен частым головным болям, бывают нервные тики.

Помните, что диагностировать СДВГ может только врач. Причем лишь в том случае, если доктор обнаружил не менее 8 симптомов гиперактивного ребенка. Диагноз ставится на основании результатов МРТ мозга, ЭЭГ, анализов крови.

При достаточно развитых умственных способностях такие дети имеют проблемы с речью, мелкой моторикой, низким познавательным интересом.

Посредственные способности к обучению, слабая мотивация к учебной деятельности не дает возможности нашим невнимательным гиперактивным детям получить высокий уровень образования.

Если Вашему чаду поставили такой диагноз, не стоит бояться и опускать руки. Не нужно надеяться, что проблема решится сама собой. Гиперактивный ребенок очень нуждается в помощи родителей и рекомендациях специалистов.

Что делать родителям гиперактивного ребенка?

Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителям

Для решения проблемы родителям гиперактивных детей необходимо учитывать следующие советы:

  • Позаботьтесь о режиме дня. Не забывайте о ежедневных ритуалах: системное чтение сказки на ночь или утренняя зарядка погасит чрезмерное перевозбуждение крохи. Постарайтесь не менять режимные моменты. Это убережет от вечерних истерик, сделает его сон спокойнее.
  • Погода в доме. Доброжелательные и бесконфликтные отношения в семье уменьшат разрушительную активность. Избегайте шумных праздников, неожиданных гостей.
  • Секции. Спортивные занятия направят энергию живчика в позитивное русло. Контролируйте систематичность посещения занятий, для гиперактивного ребенка это важно. Избегайте видов спорта соревновательного характера. Лучше выбрать аэробику, лыжный спорт, плаванье. Благотворно влияет на развитие мышления карапуза занятия шахматами. Во время шахматных партий у него работают оба полушария одновременно, что позитивно влияет на развитие умственных способностей.
  • Выброс энергии. Если поведение детей не мешают окружающим, не нужно сдерживать их. Пусть выплеснут свои эмоции. После такого «самоочищения» ребенок станет спокойнее.
  • Наказания. Когда есть необходимость воспитательных воздействий, постарайтесь не выбирать такие наказания, при которых карапузу придется долго сидеть на месте. Для него это невыполнимая задача.
  • Золотая середина. Не нужно чрезмерно давить на непоседу. Завышенные требования, жесткость в воспитании гиперактивного ребенка только навредят. Но стоит опасаться излишней заботы в отношении такого малютки. Дети чувствуют слабость взрослых, они быстро учатся манипулировать. Тогда воспитание чересчур активных ребят становится неуправляемым.
  • Питание. Еда для таких деток должна быть полезной. Исключите сладости, продукты с искусственными добавками, колбасы, полуфабрикаты. Улучшить работу мозга можно приемами комплекса витаминов в межсезонье. Ежедневное меню должно содержать овощи, фрукты. Обязательно вводите в рацион продукты, содержащие кальций, железо, магний.
  • Лишние впечатления. Места избыточного скопления людей возбуждают гиперактивного малыша. Избегайте совместного посещения супермаркетов, общественного транспорта.
  • Телевидение. Ограничивайте просмотр телепередач агрессивного содержания. Однако пара добрых мультфильмов в день поможет. За просмотром телевизора непоседа тренирует усидчивость.
  • Поощрение. Не жалейте слов похвалы для слишком активных детей. Для них важно осознавать, что они на пути к победе над негативизмом.

Лечение и коррекция гиперактивного ребенка

Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителям

Существует несколько практических советов по лечению гиперактивного ребенка:

  • Лечебный массаж. Назначаемый массаж поможет снять мышечное напряжение, успокоит кроху, расслабит его.
  • Физиотерапия. Улучшает снабжение коры головного мозга кровью электрофорез с лекарственными препаратами.
  • Консультации психолога. Скорректировать поведение и научиться сдерживать импульсивные порывы поможет игровая терапия. Занятия с психологом или психотерапевтом развивают речь малыша, улучшают мелкую моторику рук гиперактивного ребенка. При систематических упражнениях улучшается внимание.
  • Лечебная гимнастика, бассейн. С их помощью укрепляется нервная система, а лишняя энергичность уходит.
  • Техника Алексеева, аутогенные тренировки, модель Шульца. Данные комплексы упражнений будут полезны для расслабления мышц, они помогут ему спокойно уснуть. Первое время такую терапевтическую работу с гиперактивным ребенком проводят только под наблюдением специалиста.

Рекомендации психологов

Родителям гиперактивного ребенка психологи дают следующие советы:

  • Относитесь к проявлениям гиперактивности ребенка не как к недостаткам, а как к особенностям его характера.
  • Будьте готовы, что Ваши просьбы такой малыш услышит не с первого раза, запаситесь терпением и повторяйте их несколько раз.
  • Не кричите на непосед. Ваша возбужденность плохо скажется на карапузе, он потеряет контроль над своими эмоциями. Лучше прижмите малыша к себе, ласково его погладьте, потом тихим голосом спросите, что у него произошло. Повторяющиеся фразы успокаивают, расслабляют непоседу.
  • Музыка помогает настроить кроху на спокойный позитивный лад. Чаще включайте классические музыкальные произведения или запишите его в музыкальную школу.
  • Постарайтесь не давать живчику сразу много игрушек. Пусть малыш учится концентрировать свое внимание на единичном предмете.
  • У гиперактивного ребенка должен быть свой собственный уютный уголок, в котором он обуздает негативные эмоции и придет в себя. Подойдет для этого своя комната со стенами нейтрального цвета. В ней должны находиться любимые вещи, игрушки, помогающие ему снять лишнюю нервозность.
  • Внимательно следите за поведением чада. При первых признаках нарастающей агрессии переключайте его внимание на другую деятельность. Истеричные приступы проще купировать на начальной стадии.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Осуществлять лечение гиперактивного ребенка можно и в домашних условия при помощи:

  • Медикаментов. К такому способу прибегать нужно в последнюю очередь. Доктор может прописать успокоительные препараты на основе растительных компонентов. Ноотропные препараты благостно влияют на обменные процессы в коре головного мозга, улучшают память, внимание крошки. Не стоит ждать быстрых результатов от успокоительных для гиперактивных детей, лекарства начнут действовать только через несколько месяцев.
  • Расслабляющих ванн. Перед сном можно ежедневно применять успокоительные ванны. Температура воды должна быть не выше 38. Добавьте в воду вытяжку из шишек хмеля, хвои.
  • Народных средств. Для снятия напряжения применяют отвары успокаивающих трав. Их принимают по полстакана дважды в день. Можно приготовить смесь для укрепления нервной системы из клюквы с алоэ, перекрученных мясорубкой, с добавлением меда. Такая вкусная питательная смесь дается полугодичным курсом трижды в день.

Доктор Комаровский о гиперактивном ребенке

Знаменитый украинский педиатр Евгений Комаровский считает, что:

  • Гиперактивным можно считать того ребенка, у которого возникают проблемы во время общения с друзьями в школе или в детском саду. Если коллектив не принимает карапуза, а школьная программа не усваивается, то можно говорить о болезни.
  • Чтобы гиперактивный карапуз прислушался к Вашим словам, необходимо для начала привлечь к себе его внимание. Когда малыш чем-то занят, он вряд ли отреагирует на просьбу родителей.
  • Не нужно менять своего решения. Если Вы запрещаете что-то, то этот запрет должен действовать постоянно, а не от случая к случаю.
  • Безопасность в семье с непоседами должна стоять на первом месте. Необходимо организовать жизненное пространство для гиперактивных детей так, чтобы он не мог во время игры нанести себе травмы. Требуйте собранности и аккуратности не только от малыша, но и от себя.
  • Не нужно просить живчика выполнять сложные задачи. Постарайтесь разделить такую работу на простые этапы, так Вы добьетесь лучших результатов. Используйте план действий в картинках.
  • Нужно хвалить при любом удобном случае. Даже если маленький художник не до конца раскрасил картинку, похвалите его за аккуратность и старание.
  • Необходимо заботиться о собственном отдыхе. При любой возможности родители должны отдыхать. Можно воспользоваться помощью родственников и попросить их немного погулять с малышом. При воспитании гиперактивных детей очень важно спокойствие и уравновешенность его родителей.

У Вашего особенного малыша не должно быть сомнений, что родители его очень любят. Правильное поведение родителей в воспитании гиперактивного ребенка решит эту проблему. Уделяйте внимание карапузу, придерживайтесь советов специалистов.

Читайте также:  Отношения между мамой и ребенком

(3

Источник: https://vospitulya.ru/vospitanie/giperaktivnyj-rebenok-sdvg.html

Общие рекомендации родителям гиперактивного ребенка — Психологос

Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителям

В первую очередь необходимо уделить внимание той обстановке, которая окружает ребенка дома, в школе, детском саду. Родителям стоит задуматься об изменении собственного поведения и характера. Нужно глубоко, душой понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье. Правила поведения с ребенком мы, конечно, здесь назовем, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и настроя — практически бесполезно. А потому, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги, — начните с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость.

Что же следует делать конкретно? В первую очередь, запомнить, что у детей с СДВГ очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение. От физических наказаний вообще надо отказаться.

Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать детям делать все, что им захочется. Попытайтесь объяснить, почему это вредно или опасно.

Не получается — постарайтесь отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего, используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Вообще старайтесь следить за своей речью.

Окрики, гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Даже выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его. Старайтесь по возможности сдерживать бурные проявления, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.

Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить — в динамике это дает выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и их детьми.

Необходимо следить и за общим психологическим микроклиматом в семье. Постарайтесь уберечь ребенка от возможных конфликтов между взрослыми: даже если назревает какая-то ссора, ребенок не должен видеть ее, а тем более быть участником.

Родителям следует как можно больше времени проводить с малышом, играть с ним, ездить всем вместе за город, придумывать общие развлечения.

Конечно, фантазии и терпения потребуется много, но польза будет великая, и не только для ребенка, но и для вас, так как непростой мир маленького человека, его интересы станут ближе и понятнее.

Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения, то есть его собственную «территорию». В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому проявляйте одновременно гибкость и упорство.

Изо дня в день время приема пищи, сна, выполнения домашних заданий, игр должно соответствовать этому распорядку. Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко.

Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны.

Не следует также перегружать внимание малыша, то есть на определенный отрезок времени поручайте только одно дело, чтобы он мог его завершить. Например: «С 8.30 до 9.00, Игорь, ты должен убирать свою постель».

Некоторые психологи советуют использовать для этой цели будильник или кухонный таймер. Сначала обговорите задание, а уже дальше подключайте технику. Это, считают специалисты, будет способствовать снижению агрессии.

За любой вид деятельности, требующий от ребенка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание, уборка дома и т. п.), должно обязательно следовать поощрение: маленький подарок, доброе слово… Вообще, на похвалу скупиться не стоит. Что, впрочем, подходит и для любого ребенка. Ждите только хорошего от своих детей, радуйтесь их успехам.

Примером поощрения может служить следующее: разрешите ребенку посмотреть телевизор на полчаса дольше положенного времени (только не увлекайтесь, это может быть лишь разовая поблажка), угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх вместе со взрослыми (лото, шахматы), позвольте лишний раз сходить на прогулку или купите ту вещь, о которой он давно мечтает.

Если ребенок в течение недели ведет себя примерно, в конце недели он должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то поездка вместе с вами за город, экскурсия в зоопарк, в театр и др.

При совсем уже неудовлетворительном поведении следует, конечно, наказать — несильно, но чтобы запомнил, а главное сразу же.

Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».

Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Потому ему полезно играть с одним партнером, не ходить часто в гости, как и в крупные магазины, на рынки, в кафе и т. д. Все это чрезвычайно возбуждает неокрепшую нервную систему.

А вот длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег очень полезны. Они позволяют сбросить избыток энергии. Но опять-таки в меру, чтобы ребенок не устал.

Вообще надо следить и оберегать детей с СДВГ от переутомления, так как переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Весьма нелегко, но тоже очень важно научить ребенка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами.

Когда в очередной раз мимо будет пробегать ваш торопливый отпрыск, попробуйте остановить его. Мягко, не повышая голоса, предложите ему отдохнуть.

Обнимите за плечи, ласково погладьте по голове, обратите внимание на окружающих детей и игрушки, попросите сказать, что делает папа, бабушка, где лежит его любимый мишка или что стоит на столе. Затем можете спрятать какую-нибудь игрушку и через некоторое время спросить, что исчезло, а что осталось.

Специалистами также разработана система своеобразной «скорой помощи» при работе с гиперактивным ребенком. Вот главные ее постулаты.

  1. Отвлечь ребенка от капризов.
  2. Поддерживать дома четкий распорядок дня.
  3. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  4. Задать неожиданный вопрос.
  5. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  6. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  7. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  8. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  9. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  10. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  11. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  12. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  13. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Хорошо, если родители будут фиксировать в специальном дневнике все изменения в поведении ребенка, как он справляется с заданиями, как реагирует на поощрение и наказание, что ему больше нравится делать, как учится и т. д.

Поскольку наибольшие сложности дети с СДВГ испытывают в школе, то, кроме домашней, разработана школьная программа психологической коррекции. Она помогает ребенку влиться в коллектив, более успешно учиться, а также дает возможность учителям нормализовать отношения с «трудным» учеником.

Прежде всего учитель должен иметь всю информацию о природе и причинах СДВГ, понимать, как ведут себя дети при таком заболевании, знать, что они часто отвлекаются, плохо поддаются общей организации и т.д.

, а значит, требуют особого, индивидуального подхода. Такой ребенок должен постоянно находиться под контролем учителя, то есть сидеть в центре класса, напротив доски.

И в случаях любых затруднений иметь возможность сразу же обратиться за помощью к учителю.

Занятия для него должны строиться по четко распланированному распорядку. При этом гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться дневником или календарем.

Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.

На определенный отрезок времени дается лишь одно задание, а если предстоит выполнить большое задание, то оно разбивается на части, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, вносит коррективы.

Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции.

Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок какое-то время будет вести себя «хорошо», но уже не сможет сосредоточиться на задании.

В другой раз, в подходящей ситуации, можно тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале.

Или другое: в процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности.

Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.

Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растет нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает.

Но гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому взрослому необходимо договариваться с ребенком заранее, подготавливая его к смене рода занятий.

Учитель в школе за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить: «Осталось три минуты».

Вообще индивидуальный подход, который так необходим этим детям, — дело довольно сложное и требует от педагогов больших усилий, гибкости, терпения. Случается, перепробуют учителя, казалось бы, сто вариантов, а ребенок по-прежнему остается «трудным». Значит, надо искать сто первый вариант.

Вот один из примеров

Гиперактивный мальчик замучил учителей. Собрались они на педсовете и стали думать, что делать. И тут на помощь пришла учительница музыки. Она отметила, что у мальчика абсолютный слух и очень редкий для такого возраста голос. Она пригласила его в школьный хор, а родителям посоветовала отдать его в музыкальную школу.

Читайте также:  Как научиться говорить "нет": игра по своим правилам

Ребенок с удовольствием стал заниматься музыкой и наконец-то почувствовал, что у него что-то получается хорошо. Родители, которые привыкли, что сына, где бы он ни появился, только ругают, тоже воспряли духом. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить.

А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Мальчик «раскрылся», обрел свое «я», и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги совместно с психологом продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним.

Количество окриков и замечаний снизилось и соответственно улучшилось поведение.

Немало проблем возникает у педагогов с появлением гиперактивного ребенка в детском саду. Здесь, как и в школе, многое зависит от поведения взрослых, стратегии и тактики, выработанной воспитателями.

Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями. Например, ребенок начинает рвать обои (довольно распространенное проявление).

Безусловно, следует остановить его и дать вместо этого какой-то ненужный листочек бумаги: «Попробуй порвать вот это, а когда перестанешь, собери все клочки в пакетик…».

Или начинает бросаться игрушками, а воспитательница в ответ: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».

Многие дети с СДВГ с трудом выдерживают тихий час в детском саду.

Но если попытаться побыть с ними рядом, не просто рядом: «Ты спи, а я проконтролирую», а сесть, погладить, приговаривая ласковые, добрые слова, то мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка будут снижаться.

Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня. И потом будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный контакт сделают свое благое дело.

Игры для детей с СДВГ

​​​​​​​В статье дано несколько вариантов игр, разработанных психологами специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Они подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду. См. →

Лечебное питание

От питания зависит многое. В некоторых случаях оно может даже стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни.

Однако целиком уповать на лечение диетой нельзя, как пишут ученые Института по проблемам питания Университетской клинической больницы в Гиссене: «Диета помогает многим детям вести нормальную жизнь, но не всем. Это, безусловно, связано с тем комплексом причин, который мог привести к развитию гиперкинетического синдрома».

В частности, если заболевание вызвано употреблением салицилатов и пищевых добавок, таких как консерванты и красители, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребенка. См. →

Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителям

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/obschie-rekomendacii-roditelyam-giperaktivnogo-rebenka

Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный – 9psy.ru

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Что такое синдром гиперактивности?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6—8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

Виды СДВГ

На сегодняшний день выделяют:

  1. Гиперактивность без нарушения внимания;
  2. Нарушение внимания без гиперактивности;
  3. Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.

Рекомендуем ознакомиться:  Как и чему родители могут научить ребенка

Гиперактивный ребенок: советы психолога, что делать родителямПочему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

  • Наследственный фактор;
  • Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
  • Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
  • Социальный фактор.

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка.

Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве.

А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога.

Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов.

Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Рекомендуем ознакомиться:  Как малышу помочь научиться высмаркивать нос

Советы родителям

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

Источник: https://9psy.ru/deti/sovety-psihologa-chto-delat-roditelyam-esli-rebenok-giperaktivnyy

Гиперактивный ребенок: что делать родителям — советы психолога

Жизнь преподнесла подарок — вы стали родителем. Малыш подрастает, радует новыми достижениями, но часто без видимого повода капризничает, беспокойно спит. Он научился ходить, делает первые попытки собрать пирамидку или сложить кубики, вы вместе разглядываете красочные книги.

Но замечаете, что ребёнок не ходит, а бегает, не видя препятствий на своём пути; не может дослушать сказку и сложить несложные пазлы. Это первые признаки того, что у вас подрастает гиперактивный ребенок, что делать родителям и, нужны ли советы психолога, разберёмся по порядку.

Как распознать гиперактивного ребенка?

Мамочки называют своих непосед гиперактивными детьми. На самом деле, происходит подмена понятий. Нормально развивающиеся детки должны быть подвижными, любознательными почемучками. А приставка «гипер» означает, что активность проявляется сверх нормы. Понаблюдайте за малышом, если вы обнаружите у ребёнка подобные признаки, обратитесь за консультацией к специалисту.

  1. Распознать малыша с гиперактивностью можно ещё в младенчестве. Вас должны насторожить следующие симптомы:
  • сильное напряжение мышц, сохраняющееся длительное время (с трудом удаётся разогнуть пальчики ребёночка);
  • повторяющиеся срыгивания, иногда рвота;
  • чрезмерная реакция на внешние раздражители (шум, свет);
  • сон гиперактивного малыша неглубокий, урывками, ребёнок вздрагивает, просыпается, часто плачет.
  1. По мере роста проявляются следующие признаки:
  • долго не засыпает;
  • не играет с одной игрушкой;
  • не сидит на месте;
  • не может сосредоточиться на одном виде деятельности;
  • рассеянное внимание;
  • стремление куда-нибудь бежать.

Гиперактивный малыш не в силах занять себя, ему трудно просмотреть даже непродолжительный мультфильм, собрать конструктор, послушать сказку.

  1. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте добавляются такие симптомы:
  • непроизвольное подёргивание ногами или руками;
  • покачивание головой;
  • раскачивание в положении стоя;
  • воспроизведение какого-нибудь повторяющегося звука.

Эти признаки особенно проявляются, когда ребенок отвечает урок или чем-то увлечённо занимается.

Добавляется раздражительность, вспыльчивость и быстрая смена настроения. Малыш быстро утомляется, не может сосредоточиться на выполнении задания.

В ночное время не удаётся полноценно выспаться, так как сначала не может заснуть, а в течение ночи до нескольких раз просыпается.

Ему трудно налаживать отношения со сверстниками, он не отдаёт отчёта своему поведению (может без спроса встать и пойти, выкрикивает с места, вмешивается в разговор).

  1. По мере взросления у гиперактивного малыша появляется понимание правил поведения, но гиперактивность проявляется и в подростковом возрасте:
  • трудно высидеть урок;
  • сложно сконцентрироваться на поставленной задаче;
  • потеря интереса к заданию;
  • быстрые, необдуманные ответы;
  • сложность в пересказывании текста;
  • неумение спланировать свой день;
  • конфликт с учителями и одноклассниками.
Читайте также:  Переходный возраст у мальчиков и девочек: особенности пубертата

Это отражается на успеваемости и выливается в неудовлетворительное поведение. Что делать, если ребенок гиперактивный, обратимся к специалистам.

Лечение гиперактивного малыша — нужно ли?

При регулярном прохождении медосмотра, специалисты в поликлинике на ранней стадии могут определить признаки гиперактивности.

Нельзя пренебрегать их рекомендациями, ссылаясь на характер ребёнка или наследственность (вылитый папа или мама).

Нужно понимать, что чрезмерная активность имеет научное название, это диагноз, который, прежде всего, нужно установить или опровергнуть. Чем раньше вы это сделаете, тем проще будет поддаваться корректировке это отклонение.

Устанавливает диагноз детский невролог, на основании проведённого обследования, которое включает в себя:

  • сбор информации о ребёнке;
  • опрос мамочки о протекании беременности и родах;
  • выявление наследственности;
  • тестирование ребёнка (с возраста 5 лет);
  • проведение диагностики головного мозга (делается электроэнцефалограмма).

После комплексного обследования специалист выносит свой вердикт.

Если опасения подтвердились и вашему чаду ставят диагноз СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивность, первое, что вы должны сделать — успокоиться.

Гиперактивный ребенок: советы психолога и рекомендации родителям

После того как первые волнения от свалившейся на вас информации пройдут, начинаем действовать. Для достижения цели придётся аккумулировать все свои лучшие качества родителя. Что делать с гиперактивным ребенком, на помощь приходят советы психолога.

Сначала попытаемся понять, почему именно ваш ребёнок имеет такую особенность. Причин много, но большинство из них возникают во время зарождения и вынашивания плода.

  1. Употребление будущей мамочкой алкоголя, сильнодействующих веществ — наркотиков или медицинских препаратов, противопоказанных беременным.
  2. Перенесённые во время беременности различные инфекционные заболевания.
  3. Травмы, нанесённые плоду во время вынашивания или в момент рождения.
  4. Кислородное голодание плода.
  5. Скудное питание мамочки, во время вынашивания ребёночка.
  6. Проживание в экологически неблагоприятной зоне.
  7. Травмы головы, полученные в младенчестве.
  8. Несовместимый резус-фактор родителей.
  9. Нежелательная беременность (неудачная попытка её прервать).
  10. Сильные проявления токсикоза.
  11. Влияние на процесс родовой деятельности (вызов родов).
  12. Отклонение от срока родов (преждевременные или с большой задержкой).

Предупреждён, значит, вооружен. Зная об этих последствиях, каждая разумная женщина, предприняла бы попытки к тому, чтобы избежать или сгладить внешние факторы. Но сейчас стоит вопрос, что делать, когда диагноз поставлен.

Невропатолог даст свои рекомендации, которые нужно выполнять, в том числе и медикаментозное лечение, но этого недостаточно, подключаем психологическую помощь:

  1. Приводим себя в чувство, успокаиваемся, услышанный диагноз — это не приговор, всё поправимо и поддаётся корректировке.
  2. Предупреждаем взрослое окружение (в том числе педагогов) ребёнка о его особенностях (не все старшие понимают, что дитя не дурно воспитано, а это последствия перенесенного события).
  3. Налаживаем дружелюбные, благоприятные, тёплые взаимоотношения в семье (если вы ссоритесь с супругом, делайте это без присутствия дитя), кстати, это поможет наладить и ваши супружеские отношения.
  4. Хвалим малыша по поводу и просто так, он у вас самый лучший.
  5. Налаживаем тактильную связь (обнимаем, целуем, гладим по головке).

Особенности воспитания гиперактивного ребенка: советы родителям

Перечисленные особенности вашего чада, относятся к отрицательным качествам, но вы же знаете, что ребенок ваш не только сгусток негативной энергии.

Гиперактивные детки имеют творческое мышление, они большие придумщики всего необычного, неординарно мыслящие, с лидерскими способностями.

Направляя их энергию в нужное русло, своевременно корректируя поведение, такой ребёнок превратится в успешного, креативного, энергичного человека. Но это потом. А сейчас запасёмся терпением, впереди ждёт каждодневный труд, именуемый воспитательным процессом.

Начинать воспитание придётся с себя.

Научитесь разговаривать спокойным тоном, планировать свой день с учётом распорядка сына или дочери, изучить, научиться применять психологические и педагогические методики.

Дошкольные учреждения и школа будут оказывать влияние на воспитание вашего чада, но основная нагрузка ляжет на вас. Чтобы легче войти в этот процесс, обратитесь за консультацией к специалисту.

Для сверхактивных деток важно соблюдать режим дня. Насколько строго он будет его придерживаться, зависит от вашей дисциплинированности в этом вопросе.

Общение должно происходить в теплой, дружелюбной обстановке. Это не значит, что малышу нужно во всём потакать. Но при запрете чего-нибудь не будьте категоричны, не используйте слова «нет» и «нельзя».

Объясняйте свой отказ, но и не забывайте о поощрении.

Рекомендации родителям по коррекции поведения гиперактивного ребенка

Что делать, если у вас гиперактивный ребёнок:

  1. Гиперактивным детям не под силу длительный процесс, требующий от них запоминания большого количества информации. Поэтому разделяйте задание на небольшие блоки. Хвалите его после каждой, даже маленькой победы.
  2. У таких гиперактивных детей отсутствует восприятие времени. Планирование — это не их конёк. Их понимание — это здесь и сейчас. Чтобы это исправить, даются задания на время с использованием песочных часов, ребёнку постарше можно включать таймер.
  3. Побуждает к выполнению задания и вызывает заинтересованность поощрительная система в виде жетончиков. За каждое хорошо выполненное задание, гиперактивный малыш получает карточку (жетон, монетку, фишку), пусть он сам придумает, что это будет. Оговаривается количество карточек, которые нужно скопить (пять или десять) для того, чтобы обменять их на какой-то значимый подарок, материальный или же поход в цирк или аттракционы.
  4. Меньше бывайте в местах с большим скоплением людей. Замените походы в гипермаркеты прогулками в парке.
  5. Не допускайте переутомления гиперактивного малыша.
  6. Полезным выплеском энергии послужит занятие в спортивных секциях.
  7. Создайте дома уютный уголок, где гиперактивный малыш сможет побыть один.

Важно: не используйте в качестве поощрения сладости.

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком в разных ситуациях: важные советы

Не всё поддаётся контролю, вы не можете постоянно находиться рядом с ребёнком. Приступы гиперактивности могут проявиться у него, как говорится, в самый неподходящий момент. Помним, что вы должны быть сдержанными, не повышать голоса, ваша задача переключить внимание малыша.

  1. Увлеките его другим занятием.
  2. Задайте ему вопрос, как говорится, не по теме.
  3. Обсудите его поведение в шуточной форме, можете сравнить его с мультипликационным героем.
  4. Внимательно слушайте, что ребенок вам говорит, не пренебрегайте его страхами и капризами.
  5. Забудьте о приказном тоне, диалог должен строиться в виде просьбы.
  6. Если гиперактивный ребёнок с первого раза не выполняет вашу просьбу, повторяйте её до тех пор, пока не получите желаемый результат. Когда просите о чем-то, убедитесь, что он вас слышит.
  7. Оставьте его одного в своей комнате (если это безопасно).

Помните: как бы он себя ни вёл, он должен чувствовать вашу поддержку.

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Если пустить процесс воспитания сверхактивного ребёнка на самотёк и не заниматься лечением, из него вырастает гиперактивный взрослый. Во взрослой жизни такой человек испытывает трудности в общении, часто меняет работу, быстрая утомляемость отражается на качестве работы.

Он страдает от головных болей, мучается от бессонницы, у него проявляются разного рода тики. Про таких говорят, что они импульсивны, со сложным характером, не умеют дружить. На такой стадии коррективы вносит социум, в котором находится человек, а помочь с расстройствами можно медикаментозно и прибегнув к специалистам — психологам.

Это можно сделать и в онлайн-режиме, обратившись за скайп-консультацией к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Информация для родителей

Возьмите за правило посещение специалистов, которые оценивали бы, правильность лечения и динамику происходящих изменений в поведении ребёнка. Это поможет своевременно скорректировать ваши действия.

Для детей с гиперактивностью следует подобрать особый рацион питания.

Для всех полезно сбалансированное питание, а для сверхактивных деток нужно обогатить пищу продуктами, содержащими Омега-3 жиры, он должен получать комплекс витаминов и минералов, поэтому рацион должен быть разнообразным. И самое главное, учёные доказали прямую связь между потреблением сахара и возбудимостью детей. Сведите к минимуму потребление сладостей.

Делайте конфеты самостоятельно с использованием сухофруктов, орехов с добавлением меда. Можете привлекать к этому процессу ребёнка. Он с удовольствием съест конфету, приготовленную собственноручно.

Пусть сахар ребёнок получает из фруктов, исключением являются заводские фруктовые соки. Сок можно приготовить самому, но ребёнку нужно разбавить его напополам с водой.

Печенье заменяют крекерами, а если вы решили побаловать ребёнка мороженым, предпочтение отдайте ванильному.

В рационе не должно быть продуктов, способных вызвать аллергию, табу — газированные напитки.

Занятия и игры по коррекции гиперактивности

Специалисты разработали различные методики для работы с гиперактивными детьми. Они направлены на улучшение координации движения, развитие мелкой моторики и внимания. Гиперактивных деток обучают самомассажу, тактильному взаимодействию. В работе используют глину или другой пластичный материал, песок (можно заменить манной крупой) и воду.

Хорошим эффектом обладают занятия с группой гиперактивных деток, под наблюдением специалиста, но и дома вы сможете в игровой форме благотворно повлиять на вашего непоседу.

Задание на внимательность:

  1. Берётся любая игрушка, содержащая различные детали: машинка, кукла, красочная картинка. Минуту ребёнок её разглядывает, затем игрушку прячем, а он по памяти должен сделать описание.
  2. Возьмете несколько мелких игрушек (больше пяти), имеющих разнообразную форму. Малыш рассматривает их не больше минуты, отворачивается, вы прячете одну игрушку в тканевый мешочек. Ребенок вслепую ощупывает предмет, рассказывает, какой он на ощупь и пытается угадать, что это.
  3. Понадобятся три предмета разного цвета (мячики, кубики, карточки, всё что найдётся под рукой). Если показывают зелёный предмет, малыш может прыгать, бегать, громко разговаривать. Жёлтый — сесть и разговаривать только шёпотом. Красный — замереть и не проронить ни слова.
  4. Если ребёнок знает буквы, предложите такой вариант. Распечатайте 2 листа любого текста, шрифт сделайте покрупнее. Один лист возьмите себе, другой отдайте ребёнку. Задание — найти и выделить во всём тексте букву (пусть ребёнок решит, какую букву вы будете искать). Усложнить задание можно временными рамками. По истечении срока, обменяйтесь листами и, пусть каждый проверит другого на внимательность. Конечно, вы должны сделать пару пропусков, когда ребёнок их найдёт, почувствует себя триумфатором.

Полезными гиперактивным детям будут рисование по точкам, использование развивающих планшетов с плетением верёвочек, собирание пазлов. Важно следить за состоянием ребёнка и чередовать подвижные игры со статическими занятиями.

Посмотрите с гиперактивным малышом мультфильмы про осьминожек, обезьянок, нехочуху, непослушного медвежонка. Проанализируйте их вместе с малышом, расскажите, что из-за неправильного поведения получаются различные неприятности, которые могут навредить малышу и огорчить маму.

Читайте гиперактивному малышу побольше сказок, обязательно обсуждайте прочитанное, проговаривайте о хороших качествах героев и о тех, что нужно искоренять. Чем больше вы будете уделять времени своему чаду, тем меньше симптомов гиперактивности у него будет проявляться. Окружите его своей заботой и лаской, и недуг постепенно сойдет на «нет», а ваш ребёнок будет радовать своими достижениями.

Источник: https://ProPanika.ru/psihologiya/giperaktivnyj-rebenok-chto-delat-roditelyam-sovety-psihologa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector