Воспитание самостоятельности у детей

  • Из-за социального давления и устойчивых трендов в сфере воспитания детей, современные родители стремятся уделять развитию ребенка как можно больше времени.
  • В ход идут курсы и обучающая литература для мам и пап, кружки и секции для малыша, а также престижные школы и дошкольные учреждения.
  • Осознавая повышенный уровень нагрузки ребенка, домочадцы стараются оградить его от всех забот и хлопот, на корню пресекая стремление юного члена семьи к самостоятельности и ответственности.

Как лечить невроз у детей? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что значит: самостоятельный и ответственный?

Воспитание самостоятельности у детей

  1. Самостоятельность и ответственность — это не врожденные, а приобретенные черты характера.
  2. В зрелом возрасте они помогут ребенку добиваться своих целей, принимать решения осознанно и взвешенно, не боятся сложных решений.
  3. Но как эти качества проявляются в маленьком человечке?

Самостоятельность

  • В классическом варианте самостоятельность — это навык принимать решения и распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.
  • Но так как дети целиком и полностью зависимы от родителей, к ним справедливо будет применять другое определение самостоятельности: способность без посторонней помощи выполнять простые и доступные для своего возраста действия, а также занимать себя без посторонней помощи на продолжительный период времени.
  • Признаки самостоятельности:
  • способность действовать по личной инициативе и распознавать моменты, когда необходимо принять участие в той или иной ситуации;
  • способность выполнять простые (уже привычные крохе) дела без контроля и помощи со стороны взрослых;
  • способность совершать действия осознанно, исходя из сложившихся условий и ситуации;
  • Воспитание самостоятельности у детей

  • умение ставить цели и задачи, а также осознанно выполнять их в новых/непривычных условиях;
  • способность оценивать свою собственную деятельность и контролировать ее в процессе;
  • способность переносить усвоенные модели поведения на новые ситуации и условия.

Ответственность

  1. Ответственность — это умение принимать решение, осознавать необходимость действия и отвечать за последствия принятых решений.
  2. Ответственный ребенок осознает себя как причину совершенных поступков.

  3. К компонентам ответственности относятся:
  • понимание поставленной задачи;
  • согласие с данной задачей (без попыток убежать от реальности или замаскировать ее под желаемое);
  • способность самостоятельно мотивировать свои действия.

Как узнать о готовности?

Воспитание самостоятельности у детей

  • Как определить, может ли ребенок быть самостоятельным и ответственным?
  • Ответственность и самостоятельность не заложены на генетическом уровне.
  • А базовый темперамент ребенка влияет на проявление этих качеств лишь в незначительной степени.

Главным фактором, играющим роль в вопросе наличия или отсутствия ответственности и самостоятельности, является воспитание. Поэтому потенциально каждый ребенок может стать ответственной и самостоятельной личностью.

  1. Но надо учитывать, что дети младшего дошкольного возраста не обладают развитым самосознанием и не могут прогнозировать последствия своих поступков.
  2. Не стоит мучить кроху, пытаясь превратить его в «маленького взрослого».
  3. Есть четыре вида ответственности, которые подвластны малышу:
  • заботливое отношение к своему телу и здоровью (не обжечься, не пораниться и т.д.);
  • уважение к членам общества (не кричать, когда другие спят и т.д.);
  • аккуратное отношение к своим и чужим вещам (не рвать книги, не рисовать на обоях, не ломать игрушки и т.д.);
  • ответственность за данные обещания.

Самостоятельность же проявляется ежесекундно. Это попытки ребенка самостоятельно одеться, раскрасить рисунок на свое усмотрение, выбрать посуду для приема пищи и проч.

Как справиться с раздражением на ребенка? Читайте об этом здесь.

В каком возрасте можно развивать эти качества?

Воспитание самостоятельности у детей

Самостоятельность важно поощрять с самого рождения малыша.

Вот кроха пытается встать на ноги и сделать первый шаг, опираясь на стул.

Но заботливая мамочка сразу бежит на помощь, чтобы придержать свое чадо за ручки. В следующий раз ребенок будет осознанно ждать помощи и откажется от попытки встать самостоятельно.

Ориентироваться на конкретный возраст нельзя, ведь все дети растут и развиваются с разной скоростью. Но можно опираться на пошаговую схему:

Первый этап

Малыш становится помощником. Он еще не выполнял поставленную вами задачу самостоятельно. Но с помощью родителей юный помощник берет на себя инициативу и выполняет часть работы.

Вместе со старшими членами семьи ребенок может мыть полы, кормить домашних питомцев, готовить бутерброды и проч. Объясните задачу и отстранитесь.

Очень важно поощрить малыша за выполненную работу и не вмешиваться, даже если что-то идет не так.

Ведь если родитель перехватит инициативу, в детской душе зародится страх перед самостоятельными действиями: «А вдруг в следующий раз что-то снова пойдет не так? Легче передать бразды правления опытным «игрокам».

Второй

Воспитание самостоятельности у детей

Ребенок уже обладает определенными навыками и при необходимости может воспроизвести «пройденный материал».

Теперь родитель просто напоминает и контролирует. Делать это нужно мягко и без давления.

Как вариант, можно сказать ребенку о расстроенных и грязных ложках, которые ждут, когда их помоют. Или напомнить ему об одиноком пальто, которое забыто в коридоре и хочет встретиться со своими друзьями-куртками в шкафу.

А после того, как ребенок самостоятельно выполнит действие, ему полагается поощрение.

Третий

На этом этапе ребенок уже принял модель ответственного поведения и выполняет все без напоминаний и контроля.

Родители должны служить примером ответственного поведения. В противном случае на третьем этапе дети станут подрожать старшим и уклоняться от своих обязанностей.

Как это поможет ребенку в жизни?

Самостоятельность — это фундамент успешной жизни.

Воспитание самостоятельности у детей

Если родители не поспособствовали развитию самостоятельности и ответственности, вступив во взрослую жизнь, ребенок будет плыть по течению или «цепляться» за сильных людей в поисках поддержки и опоры.

Преимущества самостоятельного принятия решений:

  • ощущения контроля над происходящим (человек сам моделирует свою реальность путем действий, а не попадает в созданную окружающими реальность);
  • высокий уровень самооценки (человек не пассивная жертва, а творец);
  • мотивация (человек выполняет те действия, которые выбрал самостоятельно, а значит, верит в их рациональность и хочет достичь положительного результата);
  • развитие мышления (необходимость принятия собственного решения заставляет анализировать ситуацию, просчитывать результаты и находить оптимальные варианты действий);
  • здоровые отношения с окружающими (человек ценит свой выбор и выбор окружающих).

Ребенок, не развивший навыков принятия решений, нуждается в чужом одобрении и легко попадает под влияние со стороны.

Он сомневается в собственных силах и умениях, старается держаться в рамках привычного и боится пробовать что-то новое.

Советы психологов и практические рекомендации

Как воспитать в ребенке самостоятельность:

    Воспитание самостоятельности у детей

  1. Не вмешивайтесь, если ребенок не просит об этом. Однако всегда реагируйте на просьбы о помощи.
  2. Не критикуйте выбор ребенка и не чините препятствий, если этот выбор не несет потенциальной опасности. Малыш хочет надеть синие носки вместо предложенных мамой зеленых носков? Пусть проявит самостоятельность в принятии решений. Ребенок хочет перейти дорогу в неположенном месте? Вот здесь уже можно вмешиваться. При этом нельзя быть строгим надзирателем, который устанавливает запреты без объяснения причин. Расскажите крохе о том, какие последствия может повлечь нарушение правил дорожного движения.
  3. Постепенно снимайте с себя обязанности, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Не делайте этого даже если вам комфортнее сделать какие-либо действия самостоятельно (одеть малыша, когда он копошиться, убрать игрушки, когда он ленится или покормить с ложки, если поджимает время).
  4. Предлагайте малышу несколько вариантов выбора, с возрастом увеличивая количество «ходов».

    Так подрастающий человечек научится не просто слепо выполнять распоряжения матери, а самостоятельно анализировать и выбирать.

Как воспитать в ребенке ответственность:

  1. Определите зоны ответственности ребенка (уборка комнаты, уход за домашними растениями или питомцами и т.д.).
  2. Позволяйте малышу встречаться с негативными последствиями своих действий (или их отсутствия). Так ребенок научится понимать и принимать тот факт, что нет никаких сторонних сил, которые позволят избежать ответственности. Упреки и пресловутые «словесные пинки» будут лишь раздражать ребенка. А вот когда он пропустит ошибку через себя, этот урок будет усвоен (пример: не просушил пальто — не смог выйти на прогулку).
  3. Не бойтесь вводить ограничения, которые обезопасят, обеспечат сохранность жизни и здоровья.
  4. Не переделывайте работу ребенка у него на глазах. Такие действия со стороны взрослого служат подтверждением ошибочной установки о том, что ответственность всегда можно на кого-то переложить.

Как воспитывать капризного ребенка? Советы психологов помогут вам!

Ошибки родителей

Пытаясь приучить детей к самостоятельности и ответственности, родители часто допускают типичные ошибки:

Повелительный тон

Воспитание самостоятельности у детей

  • Ребенок следит за чистотой в комнате, кормит кошку и собирает портфель в школу.
  • Но делает он это не из-за того, что чувствует ответственность.
  • Причина кроется во властных родителях, которые постоянно приказывают малышу и не оставляют права выбора (не предлагают альтернативных вариантов).

Подмена понятий

Поведение ребенка отрицают и пытаются выгородить малыша перед самим собой :

  • «Разве ты такой плохой? Нет, это в тебя домовой вселился.»
  • «Неужели ты не хочешь делать уборку? Да ты просто устал!»

Такая подмена понятий препятствует формированию осознанности. А без осознанности не может быть ответственности и самостоятельности.

Помощь из сострадания

Ребенок тянет с выполнением домашнего задания? Некоторые родители поспешат помочь и облегчить «ношу» ребенка. Ведь он такой маленький, хочет поиграть и побегать.

Школьник не хочет вставать после сигнала будильника? Ну как же его не растолкать! Ведь в школе будут неприятности. Такой подход приведет к тому, что ребенку станет комфортно не брать на себя ответственность.

Что делать, если ребенок не слушается? Ответ узнайте прямо сейчас.

Насмешка

Воспитание самостоятельности у детей

Ребенок зачастую не может выполнить поставленную задачу также хорошо, как родитель.

У него не хватает опыта, ловкости, сноровки и т.д.

  1. Нельзя осуждать малыша за это или насмехаться над плодами его деятельности (даже по-доброму).
  2. Он потеряет веру в собственные силы и откажется от проявления самостоятельности и ответственности.
  3. Самое главное — стать примером правильного поведения для наследника, а не отчитывать и заставлять его.
  4. Родители должны проявить терпение и понимание, чтобы в будущем гордиться ответственным, осознанным и самостоятельным человеком.
  5. О том, как развить в ребенке самостоятельность, узнайте из видео:

Источник: https://psyholic.ru/deti/kak-vospitat-v-rebenke-samostoyatelnost.html

Воспитание самостоятельности у ребенка. Воспитание общительности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей

Пока ребенок мал, он не может обойтись без вашей помощи, а вам так хочется, чтобы он быстрее научился все делать сам.

Но когда наступает этот момент, вы начинаете еще больше беспокоиться и понимаете, что проблем у вас стало еще больше.

Стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка — проявляется очень рано. Вы не должны оставлять это стремление без внимания. Старайтесь развивать его, поддерживать и стимулировать попытки малыша выполнить то или иное действие самостоятельно.

В желании «я сам!» выражается стремление к активному осмысливанию мира, к самоутверждению. Если вы будете постоянно глушить это желание, ваш малыш вырастет пассивным, не готовым к каким- либо трудностям.

Вот почему надо принять за правило: никогда не делать за малыша то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать.

Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что- то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т. д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои сипы. Хочет он помыть пол — дайте ему ведерко и тряпку.

Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это.

Ничего страшного, если потом вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат.

Читайте также:  Заботимся о ножках: как выбрать компрессионные чулки при варикозе

Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано прежде всего с привлечением его к самообслуживанию во вре­мя еды, умывания, одевания. Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении.

Первые такие проявления вы можете наблюдать у своего ребенка в начале второго года жизни: он уже не хочет пассивно сидеть за столом во время кормления, а тянется за ложкой. Неловкими движениями малыш зачерпывает ложкой кашу, а подносит ее ко рту… пустой.

Не беда, что пока только «по усам текло, а в рот не попало»! Вы его докормите. Но важно его стремление к самостоятельности, и это надо поддержать. Предоставьте крохе возможность есть самому. Даже если вы видите, что ребенок разбрасывает еду, не забирайте у него ложку и ни в коем случае не ругайте.

Сядьте рядом и ешьте вместе с вашим малышом. Ведь дети полностью стараются повторять своих родителей.

Чтобы приучить ребенка к горшку, для начала ознакомьте его с новым предметом, дайте потрогать, поиграть. Возьмите куклу и покажите ребенку, как она ходит на горшок. Также старайтесь наблюдать за его поведением.

Очень часто, когда дети хотят в туалет, они начинают приседать. Ловите эти моменты и сажайте на горшок. Попытайтесь объяснить вашему малышу, что, если он будет ходить в туалет, его штанишки будут всегда оставаться сухими.

Главное — оставайтесь терпеливыми и спокойными.

Чтобы научить ребенка одеваться самостоятельно, покупайте свободную одежду, без всяких застежек и сложных подтяжек. Обувь у него должна быть на липучках. Благодаря та­кой одежде, ребенок начнет самостоятельно одеваться.

Если вдруг вы видите, что у него не получается одеться, помогите малышу. Встаньте у него за спиной, возьмите его руки в свои и вместе с ним начните одеваться. После этого крохе будет легче повторять ваши движения рук.

Для детей самое главное — это пример. Пока ваш малыш еще даже не встал на ножки, вы должны убирать аккуратно все вещи на место, показывая, как должно быть и что нужно делать. А когда перед вами будет стоять вполне самостоятельный ребенок, который может ходить, играться, понимать вас, можно начинать учить убирать свои игрушки.

Для того чтобы ребенок самостоятельно убирал игрушки на место, вы должны ему правильно объяснить. Вместо обычных слов: «Убери игрушки» — попытайтесь объяснить ему, ку­да он должен их складывать.

Ведь сам ребенок сразу не пони­мает, что вы от него хотите. Скажите крохе, например, чтобы желтую машинку он положил в коробку, а куклу посадил на полку.

Так ребенок начнет постепенно все запоминать и будет убирать игрушки самостоятельно.

При обучении ребенка следует руководствоваться такими принципами: на ребенка не кричим, насильно не заставляем и не убираем сами, ограждая его от работы. И не забываем, что для детей жизнь — это игра. Они живут играя: едят, купаются, гуляют и даже обучаются. Поэтому плавно превращаем уборку квартиры от разных деталей, фигурок, кубиков и машинок в интересную игру.

В воспитании самостоятельности у ребенка главное — это последовательность. Поэтому введите себе в обязанность каждый день с малышом собирать игрушки, и это постепенно войдет у него в привычку.

Приучить ребенка к кроватке тоже не так сложно. Предложите ему самому выбрать постельное белье. Поставьте обязательно в его комнате ночник, ведь некоторые дети боятся засы­пать в темноте.

Прежде чем уложить ребенка в постель, пусть он уложит спать свою любимую игрушку, а после ложится сам.

А если вдруг ребенок пришел ночью в вашу комнату, не прогоняйте его, — быть может, ему приснился страшный сон.

Вам следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит вас о помощи. Не нужно вмешиваться в деятель­ность малыша тогда, когда он чем-то занят.

Конечно, вы лучше понимаете, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность малышу найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия.

Но вам при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то представляющее опасность для него, то необходимо, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит.

В возрасте от 3 до 5 лет неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом не следует забывать, что ребенку нужно помочь с выбором.

Следует объяснить, например, что сейчас осень, Дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе.

Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Рекомендуем посмотреть:

  • Как развивать ребёнка от 1 до 3 лет
  • Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?
  • Воспитание детей. Методика воспитания детей Бенджамина Спока

Почему же бывают избалованные дети? Как воспитать неизбалованного ребенка?

Философия воспитания Фридриха Фребеля. Фребельские «дары» детям

Источник: https://ped-kopilka.ru/roditeljam/vospitanie-samostojatelnosti-u-rebenka-vospitanie-obschitelnosti-u-rebenka.html

Как воспитать ребенка самостоятельным?

Самостоятельность ребенка для многих родителей — очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к автономности?

Давайте сначала уточним, что мы будем понимать в этой статье под самостоятельностью. Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:

  • «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;
  • «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;
  • «свободный от посторонних влияний, помощи, добытый личными усилиями».

Обращаю на это ваше внимание, так как часто приходящие на консультацию с жалобой на несамостоятельность родители, смотрят на проблему в несколько ином ракурсе.

В ходе уточнения запроса выясняется, что идеальная картина для многих: ребенок самостоятельно делает то, что ему скажут взрослые. Но это все-таки больше про умение следовать указаниям и инструкциям, то есть — про послушность.

Об этом как-нибудь в другой раз. А сейчас, все-таки, про автономность и отдельность.

Как формируется самостоятельность у детей

Вопросом пассивности, безынициативности своих детей чаще озабочены родители подростков, реже – младших школьников. Если ребенку меньше семи лет, то окружающие его взрослые редко придают значение такой проблеме как отсутствие самостоятельности или, как минимум, не считают ее достаточно серьезной.

Из одной консультации: «мы все ждали, когда же он (ребенок) дозреет, надеялись, что перерастет, до школы все делали за него сами. Добиться от него инициативы просто невозможно.

Первый класс еще смогли преодолеть, но когда начали задавать домашние задания – это просто стало кошмаром для всей семьи, он ничего не делает без моего напоминания».

К сожалению, начало школьного возраста не является тем волшебным временем, когда ребенок вдруг становится самостоятельным и начинает брать на себя ответственность. Так, когда же вообще закладывается это качество?

Только придя в этот мир, ребенок полностью зависим от взрослого, он нуждается в заботе и внимании, он беззащитен и перед всеми явлениями окружающей среды, и перед всеми людьми. В возрасте до одного года у малыша формируется ощущение мира как опасного или безопасного.

Хватило младенцу любви, внимания, поддержки – он будет воспринимать жизнь с активностью и любопытством, так как в его опыте мир будет выглядеть как доброжелательный. И, наоборот, тем детям, с которыми в силу каких-то причин мало контактировали (обнимали, разговаривали, носили, часто «не слышали» их потребности), окружающая среда может казаться враждебной.

И основная цель у такого ребенка не активное познание мира, которое и создает первоначальную базу для самостоятельности, а сохранение себя от опасности.

Как только малыш начал ходить, он начинает осознавать свою отдельность от мамы. Он может передвигаться сам и порой ведет себя странно, то убегает от взрослых, то требует, чтобы те не отходили ни на шаг.

Постепенно кроха усваивает, что часть своих потребностей он может удовлетворить сам (взять игрушку, попить из бутылочки, переместиться из комнаты в комнату). Вот тут-то и появляются первые запреты: не лезь, отойди, не тронь, отдай.

Постоянный и неусыпный контроль взрослых постоянно сталкивает малыша с его неумелостью, отбивая не только охоту к самостоятельным действиям, но и, заодно, губительно влияя на формирование познавательных интересов в будущем.

В этом возрасте важно, чтобы ограничений было как можно меньше. Четко знать, что нельзя и иметь возможность действовать в рамках правил – это одно, а нуждаться в постоянном разрешении мамы на любое действие – совсем другое.

Если ваш ребенок сейчас в таком возрасте, постарайтесь пространство вокруг него сделать максимально безопасным и одновременно увлекательным для исследования. Это самое лучшее, что можно сделать в этом возрасте.

Следующий возрастной кризис случается в возрасте от двух до трех лет.

Именно в этот период малыш понимает, что не только его действия могут быть отдельными от взрослого, но и сами его желания могут отличаться от того, что хотят и требуют от него близкие.

Начинается пора активного сопротивления, когда кроха испытывает на прочность установленные для него границы. Знает, чего делать нельзя, но все равно делает, да еще и внимательно наблюдает за тем, как реагируют на него мама и папа.

На этом этапе важно, чтобы взрослые предъявляли к ребенку единые и однозначные требования – с одной стороны. На практике это выглядит как свод правил, которые выполнять надо всегда и вне зависимости от обстоятельств. Способность понимать, что серое при разных условиях может быть и черным, и белым – за гранью возможного для трехлетнего карапуза.

С другой стороны за рамками основных правил должно существовать много свободы. Например, как и что рисовать, во что играть, в какой последовательности собирать конструктор, какую футболку сегодня надеть и т.д. Это не отменяет того, что вы показываете ребенку «как правильно» с вашей точки зрения, но не настаиваете на единственно верном способе выполнения задачи.

Этот принцип актуален на протяжении всего детства.

Постепенно отдавая ребенку те области, которые он может выполнить сам, не вмешиваться излишне в его деятельность; учить его связывать полученный результат с его собственными действиями и тем самым брать на себя ответственность, — основные принципы формирования самостоятельности, начиная с самого раннего возраста.

Воспитание самостоятельности у детей

Приучение ребенка к порядку

Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка.

Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.

Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку.

Читайте также:  Знаменитые елисейские поля в париже

И продолжается он только до 5 лет. После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений.

В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д.

А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

Немного о самостоятельности подростков

Следующий возрастной кризис сильно связанный с формированием самостоятельности – подростковый. В этот период ребенок начинает осознавать себя как личность, которая обладает определенными, только ей присущими чертами.

Очень важной становится оценка сверстников, через которую часто преломляется самовосприятие ребенка.

Исследуются собственные возможности, черты характера и создают положительный или отрицательный образ себя, от которого во многом зависит поведение подросшего отрока.

Подросток, как и малыш двух-трех лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс. Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:

  • предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
  • понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется где-то к подростковому возрасту);
  • умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
  • руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).

Таким образом, пубертатный период – это лишь продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека, а никак не единственный и, тем более не первый, период развития самостоятельности.

Вы прочитали статью и поняли, что все это уже не может помочь вам, так как:

  • ваш ребенок – уже подросток и начать воспитывать его как малыша не представляется возможным;
  • все понятно, вы все так и делали, но ничего не работает и тогда, скорее всего, нужно идти лично на прием к детскому психологу, так как несамостоятельность – лишь составляющая существующих проблем;
  • ваш ребенок способен делать сам только то, что ему нравится, но не в состоянии взять на себя ответственность за учебу, помощь по дому или другие, нужные, но не всегда приятные дела;
  • ваш отпрыск не только ничего не делает сам, но и не может принять элементарные решения (что одеть, съесть, чем себя занять).

Тогда читайте продолжение в статье: «Мой ребенок ничего не хочет делать сам!».

Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.

Источник: https://fidem.spb.ru/detskiy-psyholog/formirovanie-samostoyatelnosti-u-rebenka/

Как воспитать самостоятельность у ребенка

Внимание! Статьи на сайте для информации и обсуждения. Лечиться нужно при личном посещении специалиста!

Большинство родителей мечтают, чтоб их ребенок был самостоятельным.

Но об этом они вспоминают, когда ребенок пойдет в школу. Конечно, прививать самостоятельность необходимо гораздо раньше.

Как воспитать самостоятельность у ребенка, какие методики применять попробуем разобраться.

как воспитать самостоятельность у ребенка

Что подразумевают под самостоятельностью?

Применимо к маленьким детям самостоятельность их подразумевается способностью без помощи взрослых занять себя играми, книжками.

Профессионалы под самостоятельностью подразумевают:

  • способность действовать самому без указаний взрослых, увидеть необходимость принять участие в определенном деле;
  • выполнять повседневные дела без напоминаний и контроля родителей;
  • умение использовать приобретенные знания и опыт в новых делах и обстоятельствах.

Самостоятельность воспитывают постоянно, и начинать это нужно как можно раньше.

Этапы воспитания

Все родители помнят, как их ребенок, приближаясь к трехлетнему возрасту, постоянно утверждает: «Я сам!». Этот критический период характерен тем, что малыш пытается утвердиться, пытаясь делать все сам без помощи родителей. А потом еще в разные периоды развития наступают такие критические ситуации.

Учим детей самостоятельности

Приводим рекомендации специалистов для разного возраста детей. Только помните, что семейное воспитание включает согласованные действия всех членов семьи, особенно родителей.

Ранний возраст

Ваша кроха научилась пользоваться ложкой за столом, одеваться, собирать игрушки и прочее. Имейте терпение и не делайте за дитя ничего, что и он может выполнить сам. На этом этапе вы делаете первый шажок к будущей самостоятельности.

Не вмешивайтесь в дела ребенка, если он вас не просит, даже если видите правильный ответ. Надо позволить малышу найти самому правильное решение. Конечно, если это не угрожает его безопасности.

Поощряйте любые порывы чада к первым самостоятельным шагам. Давайте ему возможность попробовать любое дело, хотя вы точно знаете, что вам потом придется многое переделать. Обязательно поощряйте за любую инициативу. И никогда не смейтесь, если попытка оказалась неудачной, а постарайтесь деликатно и мягко объяснить причину детской ошибки.

Воспитание самостоятельности у детейучим ребенка самостоятельности

Дошкольный возраст

Здесь можно позволять дошкольнику самому выбирать одежду в детский сад. Конечно, при затруднениях можно ему ненавязчиво помочь, ориентируясь по погоде. В магазине можно советоваться по поводу каких-либо покупок.

Познакомьте малыша своими правилами поведения в семье. Обязательно поручите ему постоянное дело: содержать в порядке уголок с игрушками, посильная помощь при уходе за домашним питомцем, помощь при накрытии стола к приему пищи, поливка комнатных цветов.

Не ограждайте дошкольника от проблем в семье, рассказывайте о негативных последствиях своих ошибочных действий или без действий.

Очень полезно, если родители будут обыгрывать придуманные ситуации, чтобы показать, как может сложиться обстановка от тех или иных действий. В этих придуманных случаях дать возможность ребенку выбрать действия, а потом разобрать все положительные и отрицательные стороны этих поступков, обобщить итоги.

Поощряйте стремление ребенка занять себя в свободное время, не прибегая к помощи родных и близких.

Дети всегда стремятся все делать сами. Поэтому важно дать им попробовать, потом можно все переделать и успокоить, что в следующий раз получиться все гораздо лучше. И хвалите детей за инициативу.

Излишне не опекайте малыша и всегда старайтесь поддерживать и поощрять его инициативу.

Поддерживайте свой авторитет, ведь вы для своего ребенка являетесь основным источником жизненного опыта. Главная задача родителей в том, чтобы ребенок хотел перенимать их опыт, желая у них учиться. Но нужно сохранять грань между гиперопекой, приводящей к беспомощности детей, и вседозволенностью, когда чадо делает что пожелает, не чувствуя своей ответственности.

Подростковый возраст

В критический подростковый возраст возникают сложности в общении со школьником.

В этом возрасте родителям нужно перестать руководить жизнью детей, надо настроиться на доверие ко всему тому, что делает ваш подросток. Родители должны дать почувствовать их доверие к ребенку.

Учиться принимать решения ребенок может во время игры: командной или одиночной (шашки, шахматы).

Игра представляет особый мир, где от решения и действий игрока зависит ее исход. Если ребенок играет в такие игры, где нужно ему принимать решения, то он научиться это делать в жизни.

Приучайте школьника к распорядку дня. Он учит правильно планировать свой день для работы над домашними заданиями, обязанностями по дому и для личного времени.

Таким образом, в вопросе,  как воспитать самостоятельность у ребенка слабое звено – родители. Можно все делать правильно, и разом все зачеркнуть, если родители даже из лучших побуждений будут делать за ребенка то, что они должны делать сами. Поощряйте инициативу и самостоятельность детей.

Источник: https://sferadoma.ru/obraz-zhizni/kak-vospitat-samostoyatelnost-u-rebenka

Как научить ребенка самостоятельности в 8-10 лет, и воспитать его ответственным?

Ритм, в котором мы живем сегодня, не позволяет молодым мамам подолгу нянчиться со своим малышом. Естественным образом перед ними встает вопрос о том, как научить ребенка самостоятельности без ущерба для его здоровья, и не исказив у него понимание дисциплины и норм поведения.

Что помогает малышу снизить зависимость от опеки взрослого? Детское любопытство, активное познавание окружающего мира, личностная инициатива формируют в крохе желание все сделать самому. Задача родителей состоит в том, чтобы правильно поддержать благородные устремления отпрыска.

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок стал самостоятельным и ответственным человечком. Но как же научить его этому?

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность – означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Развитие самостоятельности у ребенка начинается с момента его рождения. Каждое действие, каждый шажочек делает его все более и более самостоятельным

Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?

Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное.

Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения.

Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.

В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь.

Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню.

Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.

Какие методы применять?

Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

Читайте также:  Челка для овального лица: выделить достоинства и скрыть недостатки

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к порядку и чистоте?

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться.

    Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.

  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду.

    Остановите раз, другой, – и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.

  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы.

    Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.

  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу.

    Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Как относиться к ошибкам малыша?

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко. Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь.

Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно.

Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.

Пускай ребенок помогает по хозяйству родителям, если не ценить эту “помощь”, то в будущем ее можно уже и не дождаться

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки.

Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела.

Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Какая поддержка нужна ребенку?

Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки.

Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится.

Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».

Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно.

Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу.

Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.

Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?

Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:

  • Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.

Конечно, ограждать ребенка от опасности необходимо, но во всем нужно знать меру. Ребенок не должен оглядываться на маму или папу перед тем, как что-то сделать

  • Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает. Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
  • Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как заставить и приучить ребенка делать уроки самостоятельно?

Как помочь дошкольнику?

Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:

  • Начните с небольших поручений, постепенно приучая вашего дошкольника к дисциплине. Попросите его застелить постель или покормить собаку, полить цветы или убраться в комнате.
  • Наступает время, когда необходимо немного отдалить маленького члена семьи от постоянного присутствия взрослых в его жизни. Попробуйте оставить ребенка дошкольного возраста одного дома на непродолжительное время.
  • Многие папы и мамы превращают простую поддержку детей в постоянную опеку. Излишняя опека вредна для растущего сознания, она способна подорвать у малыша веру в собственные возможности и силы, он должен сам принимать решения, особенно в дошкольном возрасте.

Воспитание самостоятельности у детей

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/kak-nauchit-rebenka-samostoyatelnosti.html

Как научить ребенка самостоятельности

Владимир Мананников

В три года ребенок ответственно заявляет по любому поводу: «Я сам». Жгучая тяга к самостоятельности обусловлена кризисом трех лет и связанными с ним психологическими изменениями.

Однако, до этого момента ребенка не так-то легко приучить к самостоятельности, а и пережив период «я-самости» он снова впадает в детство и требует себя покормить.

Детский сад и самостоятельность

Да что там в год или два, на моей памяти был шестилетний мальчик, который не желал есть ложкой и шнуровать ботинки. Так его до самой школы и кормили, и одевали мама с папой.

Детский садик он не посещал, ведь умение минимально обслуживать себя самостоятельно там чуть ли не главное требование.

Минимально – не значит полностью. Перед тем, как отдать ребенка в детский сад, его нужно научить орудовать ложкой, пить из кружки, самостоятельно раздеваться и частично одеваться, а также ходить на горшок.

К тому же он должен уметь какое-то время обходиться без маминой юбки и моральной поддержки.

Итак, до садика вам нужно посеять зерна самостоятельности в ваше чадо, а там уже воспитатели их разовьют (было бы с чем работать).

Родительские страхи

В чем кроются причины несамостоятельности детей дошкольного возраста? Ответ прост: в родителях.

Панический страх, что дитя что-нибудь сломает, испачкает, прольет, разобьет, заставляет мам частенько кричать вдогонку осчастливленному малышу: «А ну-ка поставь на место, уронишь!» или «Не трогай, это очень хрупкое».

А осчастливлено дитя тем, что наконец-то добралось до взрослого бокала и жаждет поучаствовать в накрытии стола.

Мать, демотивируя ребенка и рождая в нем комплексы и сомнения, сама себе создает проблемы. Не имея шансов попробовать себя в чем-то новом и взрослом, тот остывает и больше не желает делать что-то сам.

Кроме страха испорченных вещей, родителями руководят тяга к удобству и желание сэкономить время. Естественно, удобнее быстро накормить чадо едой из блендера, с ложки.

Гораздо сложнее приучить его жевать пищу или орудовать столовыми приборами самому. Ведь путь к самостоятельному приему пищи пролегает через грязную кухню и измазанные рубашки.

Сам с усами

Методика раннего развития Марии Монтессори гласит, что нельзя все делать за детей. Нужно продемонстрировать им, как пользоваться тем и этим, и разрешить им самим осваивать предмет.

А в конце занятия они обязательно уберут все на места и вытрут грязь и разлитую воду. Думаете, малышам это не по плечу? А вы попробуйте!

Чтобы приучить ребенка к самостоятельности, соберитесь с духом и позвольте ему сделать желаемое. Подстрахуйте, помогите, предложите совершить это вместе, объясните.

Главное, не задавить желание в зародыше: едва увидели в сыне охоту обуться, как тут же перестали навязывать свою помощь. Захотела дочка месить тесто вместе с мамой – выделили ей личный кусок теста, дощечку и формочки.

А вот практический совет от психолога Юлии Гиппенрейтер. Разделите блокнот пополам, в левую колонку запишите все самостоятельные умения малыша: «сам ест ложкой», «сам пьет из чашки», «сам складывает игрушки», «сам достает горшок» и т.д.

В правой графе обозначьте занятия, в которых вы ему помогаете: «вместе раздеваемся», «вместе наливаем воду в чашку», «вместе обуваемся».

В дела из левой колонки вам вмешиваться отныне запрещено: если малыш где-то ошибается, вы не ругаете, не поправляете и вообще не обращаете внимания. Ваша задача – перетащить дела из правой графы в левую, сокращая постепенно вашу роль в процессах.

Если малышу удается что-то сделать самостоятельно (например, найти бабушкин дом или детский сад), вы усердно хвалите.

Научить ребенка самостоятельности также помогут психотерапевтические сказки на заданную тему и стихи, о которых можно порассуждать. К примеру, у Бориса Заходера есть чудесное произведение «Про сома» – о рыбке, которая с детства вынуждена жить самостоятельно.

Крайне важна и мотивация. Например, ребенок мечтает о паровозике, который рекламируют на детском канале. Вы говорите – хорошо, ты уже вполне самостоятельный и можешь его себе купить. Но для начала – нужно накопить на игрушку (обязательно обсудите с ним вопрос денег и трат), а затем – одеться, собраться и сходить за ней в магазин.

Пусть сам накопит (родственники наверняка подкидывают ему карманную мелочь), сам оденется, обуется (при вашей минимальной помощи), сходит с вами в магазин, сам выберет и сам расплатится на кассе. И самостоятельности научится, и получит важный жизненный урок – блага не достаются легко и быстро.

Запомните – желание все делать за малыша в раннем возрасте несет множество неприятностей в будущем.

Ваша привычка будет только крепнуть: завтра вы начнете за него лепить поделки в садик, послезавтра – делать домашнее задание, в через 20 лет решите за него, с кем ему жить и где работать.

Вместо этого ваша задача – научить ребенка самостоятельности по-взрослому: самому принимать решения, самому делать выбор и самому себя обеспечивать. Медведица с детства учит медвежат ловить рыбу, ведь через пару лет ее рядом с ними уже не окажется!

Источник: https://dobro.pw/vospitanie-samostoyatelnosti-u-detej/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector