Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

Что это такое?

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

  • аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;
  • наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);
  • низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

  • аффективное и импульсивное реагирование;
  • значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;
  • недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);
  • поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;
  • высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формыСоциальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

  1. Асоциальное. Данное поведение отображает склонность личности совершать поступки, угрожающие благополучным межличностным отношениям: нарушая морально-нравственные нормы, которые признаются всеми членами определенного микросоциума, человек с девиацией разрушает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Все это сопровождается множественными проявлениями: агрессией, сексуальными девиациями, игроманией, иждивенчеством, бродяжничеством и т.п.
  2. Антисоциальное, еще одно его название – делинквентное. Девиантное и делинквентное поведение зачастую полностью отождествляются, хотя делинквентные поведенческие штампы касаются более узких вопросов – имеют своим «предметом» нарушения правовых норм, что приводит к угрозе социальному порядку, разладу благополучия окружающих людей. Это могут быть самые разные действия (или их отсутствие) напрямую или опосредованно запрещенные действующими законодательными (нормативными) актами.
  3. Аутодеструктивное. Проявляется в поведении, угрожающем целостности личности, возможностям ее развития и нормального существования в обществе. Этот вид поведения выражается по-разному: через склонность к суицидам, пищевые и химические зависимости, деятельность со значительной угрозой для жизни, также – аутические/виктимные/фанатические шаблоны поведения.

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

  • негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);
  • позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);
  • социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формыВ зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

  1. Зависимое поведение. В качестве предмета влечения (зависимости от него) могут быть различные объекты:
  1. Агрессивное поведение. Выражается в мотивированном деструктивном поведении с причинением ущерба неодушевленным предметам/объектам и физических/моральных страданий одушевленным объектам (людям, животным).
  2. Виктивное поведение. Из-за ряда личностных свойств (пассивность, нежелание быть ответственным за себя, отстаивать свои принципы, трусость, несамостоятельность и установка на подчинение) человеку присущи шаблоны поступков жертвы.
  3. Суицидальные тенденции и суициды. Суицидальное поведение – вид девиантного поведения, предполагающий демонстрацию или реальное покушение на самоубийство. Данные поведенческие шаблоны рассматриваются:
  • с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);
  • с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).
  1. Побеги из дома и бродяжничество. Индивид склонен к хаотическим и постоянным сменам места пребывания, непрерывному движению от одной территории к другой. Обеспечивать свое существование приходится за счет прошения милостыни, краж и т.п.
  2. Противоправное поведение. Различные проявления с точки зрения правонарушений. Наиболее проявляющиеся примеры – воровство, мошенничество, вымогательство, разбой и хулиганство, вандализм. Начинаясь в подростковом возрасте как попытка самоутвердиться, далее это поведение закрепляется как способ построения взаимодействия с социумом.
  3. Нарушение сексуального поведения. Проявляется в виде аномальных форм половой активности (ранняя половая жизнь, беспорядочные половые связи, удовлетворение полового влечения в извращенной форме).

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формыРассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).
  • Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.
  • Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формыНеобходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:
  • Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

Источник: https://psihbolezni.ru/rasstrojstva/deviantnoe-povedenie-prichiny-vidy-formy/

Девиантная форма поведения: понятие и виды

Девиантное поведение – это такие поступки и действия личности, которые отличаются от общепринятых поведенческих стандартов, что нередко влечет за собой жесткие санкции в отношении индивида.

Негативное поведение становится причиной принудительного лечения, изоляции от общества, помещения в исправительно-трудовое учреждение.

Девиантная форма поведения с негативной окраской – это такой образ жизни, который не соответствует ожиданиям социума, не согласуется с проповедуемыми в нем морально-этическими нормами.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Определение в психологии и социологии

Девиантное поведение изучается науками социологией и психологией. Во втором случае рассматриваются индивидуальные варианты отклонения от общепринятых норм. Один из классиков социологии П. Сорокин разделил действия людей на виды:

  1. Дозволенные (нейтральные действия, которые не порицаются и не одобряются другими членами общества).
  2. Рекомендуемые (действия, которые согласно общепринятым стандартам подлежат поощрению и вознаграждению).
  3. Запрещенные (действия, которые противоречат нормам закона и морали).

Русский, американский социолог, культуролог, основоположник теории социальной мобильности (возможность смены индивидом существующего социального слоя – изменение социального статуса, размера дохода, уровня жизни) Сорокин глубоко изучал преступность и ее причины, издав на эту тему несколько научных трудов.

Девиантность поведения, по мнению этого автора, определяется отклонением от нормы, чем привлекает внимание общественности и провоцирует соответствующую реакцию на совершенные действия.

Различают разные формы девиантного поведения и его проявления. Поведенческие отклонения чаще являются следствием политической и экономической нестабильности в обществе.

Влияние на поведенческие факторы оказывают социально-бытовые условия и семейные отношения. Негативные формы отклоняющегося поведения:

  • Социальная агрессия.
  • Вредные привычки.
  • Совершение противозаконных действий.

Девиантное поведение простыми словами – это такая модель действий, которая отличается от общепринятых норм. Типичные примеры подобных отклонений: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм, склонность к суицидальным настроениям.

Девиантное поведение может носить положительный и отрицательный характер. Негативное девиантное, другими словами требующее коррекции, поведение охватывает широкий круг понятий и предполагает разделение на виды. Типы отрицательного девиантного поведения:

  1. Недисциплинированность. Опоздания на работу, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.
  2. Асоциальный. Нарушение этических норм – распускание слухов, обман, лицемерие.
  3. Криминальный. Нарушение закона – воровство, мошенничество, причинение физического и морального вреда.
  4. Самодеструктивный. Саморазрушение – алкоголизм, употребление наркотических средств, самоубийство.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Некоторые типы отклоняющегося поведения заметны с детского возраста. Когда ребенок жестоко обращается с животными и ровесниками, пренебрежительно относится к воспитателям и педагогам, ведет себя вызывающе, не слушается родителей и других взрослых, это тревожные сигналы, которые указывают на необходимость психологической коррекции психотипа личности.

Формы и виды

Формы девиации, требующие жестких запретно-репрессивных мер – это в первую очередь все виды правонарушений, где особое внимание уделяется нарушениям естественных прав человека. Основные формы (по Мертону):

  • Инновация. Предполагает согласие с общепринятыми целями индивида в обществе при отрицании методов их достижения. Легкий путь получения материальных ценностей характерен для проституток, шантажистов, аферистов, разработчиков финансовых пирамид.
  • Ритуализм. Предполагает отрицание общепринятых целей индивида в обществе при преувеличенном значении методов достижения. Типичный пример – бюрократ, который ставит номенклатурный порядок выше личности и самой цели.
  • Ретретизм. Попытка уйти от действительности. Предполагает отказ от общепризнанных целей и отрицание путей их достижения. Представители этой категории: наркоманы, алкоголики, лица без определенного места жительства.
  • Бунт. Предполагает отказ от общепринятых целей и неприятие способов их достижения с попытками заменить их новыми.

Девиация не обязательно отражает полное отрицание норм морали и нравственности.

Воры, аферисты и другие преступники, совершающие правонарушения ради финансовой выгоды, принимают и одобряют цели индивида в обществе, которые ведут к повышению социального статуса и улучшению материального положения.

Однако в отличие от других членов общества девианты не приемлют одобренные социумом пути достижения указанных целей. Появление маргинальных личностей приводит к девиации.

Маргиналы появляются как результат разрыва экономических, социальных, духовных связей в обществе. Маргиналам свойственно понижение уровня ожиданий и уменьшение потребностей.

К этой категории граждан относятся уличные попрошайки, бродяги, лица без определенного места жительства.

Люди с подобным социальным статусом нередко вовлечены в преступную индустрию распространения наркотиков, занимаются проституцией, хулиганством, грабежами, мелкими правонарушениями.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Причины неформатного поведения

Причиной неадекватных поступков может служить попытка привлечь внимание, подражание авторитетным личностям, желание подчеркнуть свое превосходство, унижая достоинство другого индивида. Личные мотивы, в том числе месть обществу за перенесенные душевные или физические страдания, воплощаются в разные формы девиации. Основные влияющие факторы:

  1. Издержки воспитания. Ребенок часто становится свидетелем семейных скандалов, сталкивается с непониманием и невниманием со стороны родителей.
  2. Медико-биологические факторы. Наследственность играет решающую роль в формировании адаптационных навыков и приспособительных функций. Чаще речь идет о наследовании умственной недостаточности, когда индивид не может в полной мере осознать последствия своих поступков, не способен критически оценивать ситуацию и свои действия.
  3. Психические факторы. В этой категории стоит отметить разные виды протеста, которыми индивид выражает свое недовольство жизнью и отношением общества, имитацию поведения авторитетных личностей, чрезмерное стремление к независимости, повышенное сексуальное влечение и нестандартные формы его удовлетворения.
Читайте также:  Как правильно пользоваться подводкой для глаз: практические советы

Причины девиации могут определять ее виды. К примеру, жестокое обращение с ребенком в семье провоцирует в будущем его агрессивные действия в отношении окружающих.

Статистика показывает, подростки с негативным девиантным поведением часто выросли в неблагополучных семьях, где родители злоупотребляли алкогольными напитками, вели асоциальный образ жизни, привлекались к гражданской или уголовной ответственности.

Признаки и примеры

Девиант не похож на большую часть людей. Отклонения в поведенческих навыках рассматриваются в рамках медицинской нормы, что часто приводит к неадекватной оценке.

Индивид, страдающий психическим заболеванием, не осознает последствия негативных поступков, таких как бродяжничество, кража, нанесение телесных повреждений, в то время как результат негативной формы девиантного поведения здоровым человеком может планироваться и прогнозироваться.

Психически здоровый девиант – это такой человек, который совершает нестандартные, противоправные поступки намеренно, что указывает на сознательный выбор и обдуманное решение.

Девиантное поведение нередко является оправданием его желания изменить жизнь – ее качество, социальный статус, материальное положение.

Подобные стремления часто толкают человека с неустойчивыми или несформировавшимися нравственными ценностями на преступление.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Демонстрационный протест – одна из форм поведенческих отклонений, которая свойственна для экстремистов, религиозных фанатов, террористов и других антиобщественных деятелей, открыто восстающих против установленных и одобренных большинством норм общества. В этом случае нежелание адаптироваться к существующим морально-этическим стандартам побуждает девиантов предпринимать попытки изменить существующий строй и порядок. Признаки негативного девиантного поведения:

  • Личность и ее поступки вызывают отрицательные реакции и оценки большинства членов общества.
  • Действия личности наносят ущерб окружающим и ей самой.
  • Отчетливо проявляются признаки социальной дезадаптации индивида.
  • Стойкий, повторяющийся характер поведения.

Примеры попыток корректировать девиантное поведение отдельных индивидов в истории прослеживаются по таким источникам в литературе и историческим документам, как своды религиозных и светских законов, заповеди, художественные произведения, возвышающие морально-нравственные нормы, одобряемые социумом. Во многих литературных произведениях в положительном контексте описываются подвиги героев войны и труда, воспевается любовь, сострадание к ближнему, добрые дела.

Пример позитивной девиации – индивид с оригинальным творческим мышлением, чье поведение отклоняется от стандартных моделей, но при этом носит общественно полезный характер. Примеры позитивного отклоняющегося девиантного поведения из жизни: аскетизм, гениальность, разработка и внедрение новаторских идей. В качестве примера позитивной девиации можно упомянуть:

  1. Героические поступки.
  2. Благотворительность.
  3. Созданием выдающихся произведений искусства.
  4. Научные достижения.
  5. Трудовой энтузиазм.
  6. Инициативность в любой сфере.
  7. Реализация собственного таланта.
  8. Спортивные рекорды.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Девиантный человек положительной направленности – это такой индивид, чьи поступки вызывают восхищение и одобрение окружающих. Конкретные примеры положительного девиантного и одновременно недевиантного поведения олицетворяют А. Эйнштейн, Г. Перельман, И.

Ньютон и другие неординарные ученые, которые подарили миру множество полезных открытий и при этом нередко отличались необычными, экстраординарными манерами и поступками.

В рамках научного сообщества они оставались уважаемыми членами социума, что подчеркивает разницу в восприятии их поведения, приемлемое для одних и непонятное, ненормальное для других.

В рамках одного социума в разное время один и тот же поступок может восприниматься по-разному.

В России и США в какой-то период истории велась активная антиалкогольная политика, распитие спиртных напитков считалось преступлением, а те, кто нарушал «сухой» закон, воспринимались как преступники, соответственно девианты. Позже антиалкогольная кампания сменилась лояльным отношением к распитию спиртных напитков.

Другой пример девиантного и недевиантного поступка одновременно можно рассмотреть на примере разных социумов.

В некоторых странах Африки до сих пор считается нормой каннибализм, что неприемлемо, осуждаемо и наказуемо в европейском цивилизованном обществе.

Другие варианты недевиантных и девиантных поступков, которые меняют статус в зависимости от местонахождения индивида: ношение оружия, кровосмешение, эвтаназия, медицинские аборты.

В разных странах люди по-разному оценивают подобные варианты поведения, допускают или категорически отвергают их.

Яркие примеры позитивного и негативного девиантного поведения отражены в жизни и деятельности выдающихся творческих личностей.

Положительными героями в истории являются люди, сумевшие своими личными успехами вызвать одобрение большинства членов социума. Для многих они стали образцами для подражания.

Программисты и предприниматели в сфере интернет-технологий С. Джобс, Б. Гейтс, М.

Цукерберг своим образом жизни и достижениями иллюстрируют яркую индивидуальность и инициативность, которая позволила им выделиться на фоне общепринятых моделей поведения, принести немалую общественную пользу и получить огромное материальное вознаграждение. В этих случаях отчетливо прослеживается положительное влияние отклоняющегося поведения на жизнь самих новаторов и всех остальных членов общества.

В качестве примеров негативных девиантных отклонений, расстройства личности и поведения, можно отметить великих русских поэтов С. Есенина и В. Маяковского, которые при жизни совершали поступки, нетипичные для обычных членов общества. Оба поэта страдали от затяжной депрессии, постоянно находясь в противоречии с собой и действительностью, и в итоге покончили жизнь самоубийством.

Что делать

При коррекции нарушений важен индивидуальный подход с учетом особенностей психотипа, характера, потребностей индивида. Большое значение имеет периодичность проявлений.

Если поведенческие отклонения носят единичный, нерегулярный характер, возможно, речь идет о попытке индивида привлечь к себе внимание.

Говорить об отклонениях можно в случаях, когда нарушениям присуща стойкая тенденция к повторению. Положительное влияние оказывают факторы:

  • Социальное окружение, среда, в которой находится индивид.
  • Внимание, любовь и забота со стороны близких людей.
  • Поощрение, общественное признание положительных поступков с материальными или другими видами вознаграждения.
  • Медикаментозное и психотерапевтическое лечение в случаях патологического отклонения поведения от нормы, проявляющегося на фоне наркомании, хронического алкоголизма, психических расстройств.

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

Среди общественных способов влияния на ситуацию, когда вследствие социального, политического, экономического кризиса увеличивается количество людей с отрицательным девиантным поведением, стоит отметить:

  • Расширение доступа к легитимным (разрешенным) способам повышения материального благосостояния.
  • Равенство всех членов социума перед структурами, поддерживающими правопорядок.
  • Совершенствование законодательства с целью его соответствия существующим реалиям.
  • Назначение адекватного наказания за совершенные правонарушения.

Девиантные формы поведения детей и подростков достаточно легко корректируются при активном участии родителей, педагогов, работников социальных служб.

В демократичном обществе акцент делается не на внешний, а на внутренний контроль (самоконтроль).

По мнению многих социологов, макросреда (общество в целом) и микросреда (ближайшее окружение) способны уменьшать или увеличивать силу проявления агрессии, враждебности, жестокости индивида.

Девиантное поведение предполагает отклонение от типичных действий большинства индивидов, бывает разных видов и форм. Это понятие характеризует поступки людей, неоднозначно оцениваемые членами общества в разное время и в разных странах.

Источник: https://dom-isemya.ru/semya/psihologiya-lichnosti/deviantnaja-forma-povedenija/

Девиантное поведение: виды, причины и проявления

Здравствуйте, дорогие читатели! О том, что такое девиантное поведение, вы можете прочитать в моей статье «Теории девиантного поведения», а в данной работе речь пойдет о таких особенностях этого феномена, как причины, виды и формы, специфика их проявлений. В статье представлено несколько классификаций девиантного поведения, рассмотрены общероссийские и частные факторы, немного рассмотрены подростковые и детские отклонения.

Причины девиантного поведения

Изучением причин девиантного поведения занимались такие исследователи, как Е. С. Татаринова, Н. А. Мельникова, Т. И. Акатова, Н. В. Воробьева, О. Ю. Краев и другие. Обобщив исследования авторов, можно выделить следующие причины формирования девиантного поведения.

  1. Ошибки семейного воспитания, разрушающие стили семейного воспитания.
  2. Отрицательное влияние стихийно-группового общения («плохая компания»).
  3. Аномальное развитие личности, кризисные и сложные жизненные ситуации.
  4. Акцентуации характера (подробнее об этом можно прочитать в статьях «Акцентуации характера в психологии: нормы или патология», «Акцентуации характера в подростковом возрасте»).
  5. Психосоматические расстройства.
  6. Аномалии психофизического развития.
  7. Стиль жизни и факторы риска (внешние обстоятельства).

Среди негативных факторов можно обобщенно выделить две группы: общественные и частные факторы. К первым относится политическое, экономическое, социальное состояние страны, общий уровень нравственности.

Под частными факторами подразумеваются личные мотивы, убеждения, цели.

Отмечается, что личностные факторы являются основой отклоняющегося поведения, а внешние – направляющим элементом, то есть диктуют вариант девиации.

Если рассматривать отклоняющееся поведение с позиции клинической психологии, то можно выделить две группы факторов: биологические и социальные.

  • К первым относятся возрастные кризисы, а также врожденные и приобретенные поражения мозга.
  • Ко второй группе – специфика окружения, обучения и воспитания. Притом отмечена устойчивая связь между этими факторами, но до сих пор не определено, как именно они взаимосвязаны.

Общероссийские негативные факторы

Проанализировав ряд научных работ и докладов, я смогла выявить несколько ведущих общероссийский факторов, способствующих развитию девиантного поведения как массового социального явления. Итак, к негативным факторам относится:

  • растущая коммерция;
  • культивирование физической силы и успеха;
  • обилие рекламы;
  • доступность цифровых материалов, алкоголя, сигарет и наркотиков;
  • неопределенность в жизненных ориентирах;
  • постоянно развивающаяся индустрия развлечений;
  • недостатки в системе профилактики девиаций;
  • болезненность населения (рост социально опасных заболеваний);
  • информационный прогресс России, переход на виртуальные технологии.

Большую роль в формировании и развитии девиантного поведения играют СМИ. Они пропагандируют различные формы отклонений, асоциального поведения, воздействуя в основном на еще не сформировавшееся сознание (дети, подростки). Соответственно, тем самым формируют личность с поведением, выходящим за рамки принятых норм.

Ярким примером воздействия на сознание является интернет, в более узком смысле – компьютерные игры. Нередко виртуальный мир переносится в реальность, что вызывает дезадаптацию индивида.

Другой вариант негативного влияния интернета – стремление «хайпануть» (получить популярность). И тут мы находим отголоски теории Мертона (опишу чуть ниже). Свою цель (популярность) люди стремятся достичь любым путем.

И, к сожалению, как показывает практика, это проще сделать, убив кого-то (или избив) и выложив ролик в сеть, занявшись в людном месте сексом и так далее. В погоне за славой и «лайками» люди забывают о всех нормах приличия.

Виды и формы девиантного поведения

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

На сегодняшний день не выделено единой классификации девиантного поведения. Существует несколько различных интерпретаций по тому или иному признаку. Выбор опорной классификации зависит от сферы, в рамках которой анализируется девиантное поведение, и его главной характеристики.

Читайте также:  Перманентный макияж бровей и его преимущества

Классификация Н. В. Барановского

Автор выделил социально-позитивное и социально-негативное отклоняющееся поведение.

  • Первое обеспечивает прогресс всего общества. Речь идет об исследователях, художниках, полководцах, правителях. Именно эти люди сомневаются в устоявшемся порядке вещей, видят мир иначе и стараются менять его. То есть это продуктивный тип отклоняющегося поведения.
  • Социально-негативное отклоняющееся поведение носит деструктивный характер, обеспечивает регресс всего общества. Речь идет о преступниках, зависимых личностях, террористах.

Это основная первичная классификация. Она поясняет то, о чем я рассказывала в статье «Теории девиантного поведения». С продуктивным все понятно: его тип единственный возможный. В то время как отклонения в поведении со знаком «минус» имеют множественные обличия. Представленные ниже классификации трактуют деструктивное поведение.

Классификация В. Д. Менделевича (отечественный психиатр, нарколог, клинический психолог)

Классификацию этого автора я хочу рассмотреть подробнее и считаю ее опорной в своей работе. Автор выделяет следующие виды отклоняющегося поведения:

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • суицидальное поведение;
  • вандализм;
  • проституция;
  • сексуальные девиации.

Кроме этого, В. Д. Менделевич отмечает, что тип поведения (отклоняющееся или нормальное) определяется тем, как индивид взаимодействует с окружающим миром. Он выделяет пять главных стилей взаимодействия человека с обществом, то есть пять стилей поведения, четыре из которых – разновидности девиантного поведения:

  1. Делинквентное (криминальное) поведение. Такое поведение возникает при убеждении индивида в том, что с реальностью нужно активно бороться, то есть противодействовать ей.
  2. Психопатологический и патохарактерологический тип отклоняющегося поведения. Проявляется в болезненном противостоянии реальности. Обусловлено это изменениями психики, при которых человек видит мир исключительно как враждебный для него.
  3. Аддиктивное поведение. Характеризуется уходом от реальности (использование психоактивных веществ, увлечение компьютерными играми и прочее). При таком типе взаимодействия человек не хочет адаптироваться к миру, считая, что невозможно принять его реалии.
  4. Игнорирование реальности. Обычно это характерно для человека, занятого какой-то узкой профессиональной направленностью. Он как бы и адаптирован к миру, но в то же время игнорирует что-либо кроме своего ремесла. Это наиболее частый тип поведения, максимально приемлемый обществом. Речь идет о нормальном поведении. Индивид приспосабливается к реальности. Для него важно найти и реализовать себя именно в реальной жизни, среди реальных людей.

Экспериментально доказано, что наблюдается взаимосвязь всех типов девиантного поведения, а также зависимость девиаций от взаимоотношений индивида с обществом.

Существуют и другие классификации, но с ними я хочу познакомить вас кратко. Если что-то заинтересует, то можно найти по авторству дополнительный материал.

Классификация Р. Мертона

Социолог выделил пять видов отклонений:

  • подчинение;
  • инновации (достижение цели любым, даже преступным путем);
  • ритуализм (соблюдение правил путем собственного ущемления);
  • ретритизм (уход от реальности);
  • мятеж (бунтарство, революции, антисоциальное поведение).

То есть в основе классификации лежит соотношение цели личности и средств ее достижения.

Классификация А. И. Долговой

Подразделяет девиации на две группы:

  • отклоняющееся поведение;
  • преступность.

Такое подразделение часто используется при трактовке поведения детей и подростков. То есть проводится грань между непослушанием и серьезными правонарушениями.

Классификация О. В. Поликашиной

Выделяет следующие формы отклонений:

  • совершение правонарушений;
  • пьянство;
  • наркомания;
  • токсикомания;
  • употребление психотропных веществ;
  • ранняя половая распущенность.

Общепринятая классификация в клинической психологии

В клинической психологии существуют свои понятия и разновидности отклоняющегося поведения. Согласно классификации DSM IV, при расстройстве поведения (так называется девиантное поведение в медицинской области психологии) могут иметь место четыре типа проблем поведения:

  • агрессия по отношению к другим;
  • уничтожение имущества;
  • воровство;
  • другие серьезные нарушения правил.

В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) выделено несколько типов расстройств поведения (далее – РП):

  • РП, ограничивающиеся рамками семьи (антисоциальное или агрессивное поведение, проявляющееся дома или по отношению к близким людям);
  • несоциализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение в отношении других детей);
  • социализированное РП (диссоциальное или агрессивное поведение у детей, хорошо интегрированных в группе сверстников);
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение).

Постараюсь пояснить смысл множественных классификаций и возможности их применения. Например, если установлено, что причина девиаций кроется в патологических изменениях мозга, то нужно ориентироваться на МКБ-10 и DSM IV. Если на поведение воздействовал социальный (психологический) фактор, а не биологический, то лучше обратить внимание на классификацию В. Д. Менделевича.

Виды и формы девиантного поведения детей и подростков

Девиантное поведение: что это такое, признаки, виды и формы

В отдельную категорию хочу вынести детские и подростковые девиации, которые в первую очередь обусловлены спецификой самих возрастов. Среди общих отклонений можно выделить следующие формы:

  • рискованное сексуальное поведение;
  • аутодеструктивное поведение;
  • бродяжничество;
  • новые формы девиантного поведения (вовлеченность в тоталитарные деструктивные секты и другие общественные организации, манипулирующие сознанием, терроризм, отклонения с использованием интернета и компьютера).

По направленности девиации можно разделить на:

  • отклонения корыстной направленности;
  • агрессивные отклонения, направленные против личности (саморазрушение);
  • социально-пассивные отклонения (разного рода уход от реальности).

В рамках саморазрушающего поведения можно выделить еще несколько форм:

  • скрытый и прямой суицид;
  • расстройства привычек и влечений;
  • расстройства питания;
  • расстройства при употреблении психоактивных веществ;
  • расстройства поведения личности в сексуальной сфере.

Таким образом, в подростковом и детском возрасте девиантное поведение чаще проявляется агрессией, уклонением от учебы, побегами из дома, наркоманией и пьянством, суицидальными попытками, асоциальными поступками.

  • Наиболее популярной девиацией подросткового возраста является зависимое поведение.
  • Нередким у еще не сформировавшейся личности является желание уйти от реальности, от проблем и непонимания. Пожалуй, это и самый простой способ.
  • Кроме этого, зависимости могут формироваться на основании стремления подростка к взрослости. А самая простая взрослость — это внешнее копирование.
  • Еще одной частой причиной возникновения зависимостей является желание подростка утвердиться в кругу сверстников, получить авторитет и доверие. Ведь сверстники в этом возрасте являются самими главными «судьями» и «аудиторией».

У девочек в подростковом возрасте чаще возникают отклонения сексуального характера.

Активное половое созревание непосредственно связано с формированием вторичных половых признаков, что может повлечь насмешки со стороны сверстников или нежелательные сексуальные посягательства.

Кроме этого, часто девушки начинают отношения со старшими молодыми людьми, что способствует сексуальной активности, различным рисковым и антисоциальным поступкам.

Стоит отметить, что не всегда отклоняющееся поведение подростков носит негативный характер. Порой подростки хотят найти что-то новое, преодолеть застой, консерватизм. На этой основе возникают:

  • музыкальные группы;
  • театральные труппы;
  • спортсмены;
  • юные художники.

Подробнее об особенностях отклоняющегося поведения детей и подростков вы можете прочитать в моей работе «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Итоги

Таким образом, отклоняющееся от общепринятых норм поведение (девиантное) может возникать на фоне биологических, социальных и социально-психологических проблем. Факторы девиаций носят внутренний и внешний характер. Влияние, как правило, оказывают сразу несколько факторов, что затрудняет классификацию и план коррекции девиантного поведения.

Девиации отличаются по масштабу (в рамках семьи или страны), силе воздействия на личность, специфике воздействия (разрушают или развивают) и сфере деформации личности.

Единой схемы коррекции не существует, план подбирается согласно индивидуальным особенностям личности, имеющимся негативным факторам и первопричинам девиаций. Подробнее о способах диагностики вы можете прочитать в моей работе «Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых».

Видео: жизнь в образе куклы: самовыражение, отклонение, уход от реальности или бизнес?

Спасибо за уделенное мне время! Надеюсь, материал окажется полезен для вас!

Источник: https://psychologist.tips/143-deviantnoe-povedenie-vidy-prichiny-i-proyavleniya.html

Девиантное поведение

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении.

Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам.

Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.

Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.

Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%.

Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью.

Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем.

Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности.

Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Признаки девиантного поведения

Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.

Читайте также:  Классическое пирожное картошка со сгущенкой

Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.

Девиантное поведение подростков

В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать.

Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране.

Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой.

В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым.

Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки.

Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни.

Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности.

У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями.

Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых.

Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность.

Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе.

Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.

Половое созревание играет не последнюю роль в поведении.

Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового.

При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.

Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности.

Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения.

При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.

Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни.

Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью.

Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом.

Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.

Формы девиантного поведения

Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.

Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела.

Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции.

У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.

Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения.

Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками.

С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок.

Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.

Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы,  вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей.

Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения.

Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии.

Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.

Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.

Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает  девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение.

Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием.

Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.

Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей.

По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией.

Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.

Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности.

Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.

Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.

Классификация девиантного поведения

Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.

Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.

Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм.

Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения.

А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.

Профилактика девиантного поведения

Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций.

Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит.

Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?

Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.

Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы.

В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума.

Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.

Источник: https://psihomed.com/deviantnoe-povedenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector