Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.
Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).
Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.
Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:
- Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
- Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
- Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
- Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
- Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
- Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
- Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
- Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.
Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.
С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.
Главные симптомы перфекционизма:
- Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
- Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
- Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
- Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
- Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
- Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.
Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.
В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.
Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.
Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:
- Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
- Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
- Потребность получить внимание родителей.
- Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.
Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.
Категорически запрещается:
- Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад.
- Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
- Бояться совершения ошибки. Ошибка – это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
- Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка – это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности.
- Отталкивать. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше.
- Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок – не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности. Предоставьте ребёнку самому выбрать, куда ему ходить, где ему будет нравиться, а не вам.
У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.
Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:
- ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
- улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
- говорите своему чаду слова любви и понимания;
- спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
- проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.
Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.
Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:
- запишите его на спортивные или творческие секции;
- совершайте прогулки всей семьёй;
- проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.
Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.
С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.
Источник: https://o-krohe.ru/psihologiya/sindrom-otlichnika/
Польза и вред синдрома отличника
Все родители хотят, чтобы их дети были лучше всех. Для этого они записывают ребенка на множество курсов, заставляют посещать кружки и отдают в специальные школы с большой нагрузкой.
Взрослого человека совершенно не волнует, что ребенок не хочет заниматься этим видом спорта или не тянет гимназию с 3 иностранными языками.
Он заставляет ребенка во всем быть лучшим и ставит перед ним сложные, а иногда просто недостижимые цели.
Комплекс отличника закладывается в детстве
Общая информация
Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.
Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения.
Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.
Симптомы
У детей такой синдром имеет следующие признаки:
- желание получать отличные оценки любым путем – ребенок может подставить друга из-за конкуренции или не сказать про плохую оценку;
- неуравновешенность – случаются истерики при отсутствии похвалы взрослого, даже при исполнении чадом простых обязанностей по дому;
- страх ошибиться – когда ребенок боится, что он может сделать что-то неверно и ничего уже невозможно будет исправить;
- самооценка, которая зависит от критики или похвалы других;
- плохое отношение ребенка к одноклассникам, которые достигают успеха: маленький человек просто не может радоваться удачам и достижениям других людей;
- отсутствие ответственности за свои поступки и слова.
Причины появления
Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:
- завышенные требования родителей к малышу;
- попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе;
- комплекс неполноценности;
- неспособность расставлять приоритеты;
- страх наказания;
- врожденное чувство перфекционизма;
- попытки улучшить свою низкую самооценку.
Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.
Последствия
Если не вылечить этот синдром, то взрослого человека будут преследовать некоторые проблемы.
- Человек привыкнет всегда зубрить и не сможет нормально размышлять и мыслить творчески.
- Эмоциональное состояние хрупкое: такие люди отталкивают других людей своими частыми переменами настроения и вспыльчивым характером. Наблюдается у женщин, подверженных комплексу отличницы.
- Такая личность не может получать удовольствие от любого процесса, она нацелена только на результат.
- Из-за сложного характера имеют мало друзей.
- Постоянная зацикленность на мелочах.
- Готовность любыми способами избавиться от своих соперников.
- Отсутствие абстрактного мышления.
- Подверженность частым депрессиям из-за неудавшегося выполнения очередной задачи.
Как не превратить ребенка в невротика
Проявления у женщин
Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется так же, как и у мужчин, но имеет более серьезные последствия в эмоциональном плане: на основе комплекса отличницы может возникнуть эмоциональное истощение.
Из-за того, что слабый пол более нестабилен в психологическом смысле, каждая неудача или несоответствие планам может вызвать депрессию, нервный срыв или сильные страдания. Комплекс отличницы в этом случае отличается от комплекса отличника.
Еще одной особенностью синдрома у женщины является стремление к соответствию идеалу. В отличие от взрослого мужчины, страдающего этой же проблемой, девушка должна не только сама соответствовать безупречному образу, но и ее избранник тоже обязан быть на высоте. Такая придирчивость может помешать счастливой семейной жизни. Часто синдром отличницы оставляет девушку без спутника жизни.
На вопрос, как избавиться от синдрома отличницы, есть простой ответ: нужно использовать те же способы лечения, что и при избавлении от синдрома отличника.
Синдром отличницы грозит девушке одиночеством
Сложности
Кроме неприятных последствий синдрома отличницы, существуют определенные сложности, которые будут испытывать заболевшие этим недугом.
- Во взрослом уме укоренился страх плохой оценки и он переносится на все ситуации жизни. Такой человек не станет браться за дело до того момента, пока не будет уверен, что сделает все на отлично. Испуг властвует над ним даже спустя много лет, и избавиться от него сложно.
- Страх неправильного решения, связанный с синдромом отличника, проявляется в любых ситуациях, где требуется принять самостоятельное решение и нести за него ответственность. В случае неверного выбора и неудовлетворительного результата человек будет думать, что сам во всем виноват, и поэтому не имеет возможности переложить ответственность на чужие плечи.
- Вечная зависимость от установленных критериев и четко прописанных действий, которая преследует еще с детского возраста. Удобно жить, когда есть инструкция к любому делу, и там написано, как добиться отличного результата. В результате такие личности не умеют самостоятельно решать что-либо и становятся узниками прописанных планов.
Такой человек не имеет возможности объективно поставить оценку себе и своим действиям. Он просто не понимает, как можно оценивать себя. Психология объясняет зависимость от чужого мнения этим.
Кроме того, у человека в голове постоянно обитает внутренний родитель, который оценивает и критикует все его действия. Это явная сложность, которой страдает человек при синдроме отличника.
Отличие комплекса от перфекционизма
Как было сказано выше, этот синдром является определенной разновидностью перфекционизма. Но в чем же все-таки разница? Перфекционизм – это психологическое расстройство человека, при котором кажется, что идеал достижим.
В отличие от синдрома отличника, такие люди требовательны к себе и другим, они стараются все исполнить идеально, и когда это не выходит, они безумно страдают.
Сама личность прекрасно осознает, что идеала не существует, а всем людям свойственно ошибаться, но внутренний голос твердит, что необходимо сделать все безупречно, и так обязательно будет.
Главным отличием считают то, что перфекционист стремится все сделать идеально и требует этого от других. Комплекс отличника зиждется на признании и результате:
- отличной оценке;
- привлечении внимания;
- похвале родственников и т. д.
Можно сделать вывод, что перфекционистам важна сама работа и ее качество, а людям с синдромом отличника – результат и его принятие в обществе. Еще одним не менее важным отличием является то, что комплекс заставляет человека любое задание воспринимать, как соревнование, для победы в котором любые средства хороши. Такие люди часто терпеть не могут своих соперников и радуются их неудачам.
Перфекционисту же наплевать на то, есть у него конкуренты или нет. Главное – это процесс работы, во время которого он спокойно может забыть про существование остального мира и всех людей, окружающих его.
Объединяет эти расстройства то, что они оба или мешают многим вести нормальную жизнь, или помогают, мотивируют на достижения различного рода.
У женщин и мужчин эти проблемы развиваются по-разному, но это не значит, что какой-то пол подвержен большему влиянию.
Однако некоторые специалисты считают, что представительницы прекрасной половины человечества имеет большую склонность к заболеваниям такого рода.
Определение перфекционизма
Лечение
Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.
- Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
- Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
- Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
- Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
- Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
- Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
- При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
- Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.
Рекомендации для взрослых
Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:
- стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других;
- смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы;
- иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение;
- рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу;
- провести эксперимент с одеждой и внешним видом: в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении;
- пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы;
- запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем;
- хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки;
- всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма;
- откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.
Смех над ошибками — отличный способ борьбы с комплексом
Заключение
После обнаружения у себя или своих близких этого комплекса и изучения проблемы с помощью интернета или научной литературы, человек задается вопросом, как избавиться от синдрома отличника.
Единственно правильным решением проблемы для взрослого человека будет консультация со специалистом, этот синдром непрост и требует неординарного подхода к лечению.
Источник: https://urazuma.ru/kompleksy/sindrom-otlichnika.html
Синдром отличника у взрослых и ребенка: как избавиться
- Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
- 21738
- Дата обновления: Ноябрь 2019
Некоторым людям свойственно стремление достичь высоких целей, чтобы получить одобрение и похвалу от близких людей, коллег или друзей.
Такой комплекс психологических особенностей называется “синдром отличника”. Вне зависимости от возраста человек выбирает для себя заведомо сложные цели и работает на износ, чтобы достичь их. При этом нет никакой ориентированности на собственные интересы и желания.
Важен лишь результат и положительная оценка усилий окружающими. На самом деле такой ритм жизни и способ мышления делает людей несчастными и зависимыми, они не могут позволить себе совершать ошибки.
По причине тяжелого психологического прессинга могут развиваться сопутствующие заболевания, а потому синдром отличника требует лечения.
Что такое синдром отличника?
Начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры
Данное состояние имеет психогенную природу. В основе синдрома отличника лежат личностные особенности, которые связаны с искажением жизненных ценностей и установок.
Главная задача человека-отличника – достичь поставленной цели любыми способами и средствами и получить одобрение общества. Развитие комплекса происходит на фоне ощущения личной малозначимости, неуверенности, одиночества.
Чтобы заглушить, компенсировать это чувство, человек ищет похвалы и признания окружающих.
“Отличник” ориентирован на внешние, формальные атрибуты, содержание работы не имеет для него значения.
Это значит, что деятельность ребенка или взрослого осуществляется без особого удовольствия, сам процесс работы приносит ему усталость или раздражение.
Такие люди сфокусированы на результате, но не так, как перфекционисты, для которых важно выполнить свою задачу идеально. Для “отличников” имеет значение лишь высокая оценка других людей.
Недовольство, подавленность, аффективное напряжение от такой деятельности приводят к эмоциональным проблемам, формированию страхов, неудачам. Это становится причиной снижения самооценки, развития депрессии.
Причины нарушения
Стремление выделиться, быть лучше остальных в каком-либо деле, потребность в признании и подкреплении положительной самооценки – все это результат определенного негативного социального опыта. Этот опыт формируется в процессе взаимодействия ребенка с родителями, воспитателями, учителями, сверстниками.
Синдром отличника формируется чаще всего именно в младшем школьном возрасте. В большинстве случаев причиной развития синдрома становятся отношения внутри семьи. Следует выделить такие факторы:
- Завышенные требования к ребенку. Часто родители культивируют в своем ребенке любовь к общественному признанию и формальной фиксации достижений. Речь идет об отметках, наградах, медалях, грамотах, званиях и пр. Также внутренняя установка на нездоровое стремление к первенству может сформироваться неосознанно в процессе копирования модели поведения родителей.
- Компенсирование неудач родителей. Амбиции взрослых часто пересекаются с успехами детей. С раннего возраста мать и отец начинают ориентировать своего ребенка на достижение целей, которые признаются в обществе, при этом пренебрегая его личными желаниями и интересами, а иногда и состоянием физического или психологического здоровья. Это позволяет родителям поднять свой социальный статус в глазах коллег, педагогов и родственников через учебные, спортивные или творческие достижения детей.
- Низкая самооценка. Успехи в учебе или на работе, в творческой деятельности или спорте позволяют “заглушить” неуверенность в себе, которая могла возникнуть на основании других комплексов и страхов. Обычно человека волнует социальный статус, наличие друзей/семьи и внешность. Официальное признание способностей и достижений временно повышает чувство собственной важности и достоинства.
- Отсутствие внимания от родителей. Часто похвала за отличные достижения в школе воспринимается ребенком как проявление любви, а потому он начинает стараться получать только высшие баллы. В качестве дополнительной мотивации родители позволяют дольше посмотреть телевизор, покупают игрушки или аксессуары, о которых ребенок давно просил. Потому успех начинает автоматически восприниматься ребенком как ключ к получению родительского внимания или материальных благ.
Среди причин формирования синдрома отличника во взрослом возрасте можно выделить желание человека быть лучше своих коллег, необходимость доказать себе что-то или острую потребность в признании второй половинкой.
Синдром отличника проявляется чаще у женщин, но и некоторые мужчины страдают от данного психологического комплекса.
Симптоматика синдрома
Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач и истерику
Проявляться синдром может по-разному, что зависит от личной картины восприятия мира и степени сложности самого заболевания. Но есть несколько типичных моделей поведения и реакции, на которые следует обратить внимание тем, кто окружает “отличника”. Симптоматика практически идентична в любом возрасте.
Основные проявления:
- Желание все сделать идеально. Люди с таким синдромом предельно аккуратны, у них порядок везде: от прихожей и до полочки в ванной комнате. Но такое стремление к чистоте и порядку нельзя назвать здоровым, скорее оно маниакально.
- Болезненная реакция на критику. Поскольку одобрение и похвала для “отличников” очень важны, то любая критика или плохая оценка воспринимается болезненно: у человека может просто испортиться настроение или же появится сильное психологическое расстройство с признаками депрессии. Причем даже “четверка” может расцениваться как негативная оценка.
- Ревность к похвале. Отличник желает быть не просто идеальным, а самым идеальным. Некоторые из них могут буквально впадать в истерику от того, что выделили не только их, но и еще нескольких коллег, одноклассников.
- Жертвенность. На пути к идеалу или цели “отличник” будет жертвовать собой, своим временем, увлечениями, отдыхом и даже своей семьей. Все это необходимо для того, чтобы задача была выполнена безупречно.
- Постоянное сравнение и анализ. Такой человек постоянно сравнивает себя с окружающими, чтобы избежать чужих ошибок. Если на его жизненном пути встречается кто-то лучше, то события могут развиваться в двух направлениях: “отличник” впадает в глубокую депрессию, или же берет пример с того, кого он считает идеалом.
Осложнения и последствия
Эмоциональная неустойчивость и напряжение приводят к моральной и физической истощенности. На этой основе могут развиваться серьезные осложнения.
Для каждой возрастной категории характерны свои проявления:
- младший школьный возраст. Синдром отличника у ребенка приводит к формированию тиков, непроизвольных мышечных подергиваний, навязчивых действий. Ребенок начинает часто болеть, жалуется на головокружения, слабость и боли невыясненной этиологии. Может развиться обсессивно-компульсивное расстройство, различные психосоматические нарушения.
- Подростковый период. Как правило, возникают социальные страхи: ребенок начинает бояться общения со сверстниками, избегать публичных выступлений и творческих заданий.
- Взрослый возраст. Со временем синдром не ослабевает, а осложняется уже более опасными недугами: может развиться артериальная гипертония, неврозы, различные сердечно-сосудистые нарушения, конверсионное расстройство, астма, физическое и психологическое истощение.
Коррекция синдрома отличника должна осуществляться с помощью психолога. Самостоятельно бороться с этой патологией очень сложно, требуется индивидуальный подход, своя собственная схема, позволяющая откорректировать мироощущение.
Диагностика
Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства
Как правило, желание ребенка быть лучше всех, получать только отличные оценки и побеждать на соревнованиях или олимпиадах не вызывает беспокойства у родителей. Обращаться к докторам или психологам родители начинают уже тогда, когда развиваются осложнения: появляются психосоматические или психологические расстройства.
Существуют определенные трудности с тем, как отличить синдром отличника у взрослых от перфекционизма, или желания личности самореализоваться. В медицинской или психологической практике отсутствуют стандартизованные методы исследования в данной области.
Дифференциальная диагностика осуществляется на основании собранного анамнеза, клинической картины. “Отличник” всегда будет сосредоточен на внешней стороне деятельности, на самом результате, его признании, полученных оценках, поощрениях или наградах, на победе над конкурентами. Перфекционисты же концентрируются на качестве своей работы, на том, насколько они способны и профессиональны.
При проведении комплексной диагностики используются следующие методы:
- Беседа. Психолог или психиатр проводит опрос, в ходе которого выясняет все нюансы беспокоящих пациента симптомов. “Отличник”, описывая свое эмоциональное состояние, будет говорить о напряжении и подавленности после совершенных ошибок, о страхе неудачи, об эйфории после достижения цели.
- Опросники. Определенные наборы тестов позволяют провести исследование самооценки пациента, его отношений с родителями в детском возрасте и т.д. Именно психолог определяет, какие тесты необходимы, с учетом ситуации и возраста. К популярным в психологической практике относятся тесты Хьюитта-Флетта, А. Е. Личко, Л. Н. Собчик, Дембо-Рубинштейна.
- Проективные методики. Психолог просит “отличника” нарисовать семью, себя, свои страхи, и берется интерпретировать рисунок пациента. Такая методика позволяет выявить скрытые страхи, ожидания и потребности, которые находятся на подсознательном уровне.
Как избавиться от синдрома отличника?
Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих
Ключевой задачей терапии является такая корректировка ценностной системы, чтобы пациент смог изменить личностные установки, выработать независимость от мнения окружающих и ощутить самоценность.
В самом начале проводится индивидуальная работа, цель которой – осознать проблему, обсудить её причины и возможные варианты решения. Следующим этапом выступает практическая работа в группе.
Распространенные варианты того, как избавиться от синдрома отличника:
- Когнитивно-поведенческая терапия. Коррекция поведения базируется на внедрении новых шаблонов. Как правило, прорабатывается режим дня: выделяется время для отдыха и развлечений, практикуется расслабление. Психолог учит пациента концентрироваться на положительных сторонах при совершении ошибок.
- Семейная терапия. Прорабатываются отношения с супругами или родителями. Корректируется поведение и пациента, и членов его семьи. Последним рекомендуется поддерживать стремления, ум, креативность “отличника”, но не сравнивать его с другими.
- Групповые тренинги. Такая методика позволяет проработать социальный навык и работу в команде. Пациент учится примерять на себя другие роли: не только победителя, но и проигравшего, ведущего и ведомого, “запасного игрока”. Так, постепенно, вырабатывается ощущение удовольствия от процесса совместной работы, акцентируется внимание на дружеских отношениях.
Источник: https://mozg.expert/sindromy/sindrom-otlichnika/
Синдром отличницы у взрослых и детей: понятие и рекомендации
Психологические особенности
26.07.2018
5.4 тыс.
3.6 тыс.
3 мин.
Синдром отличника или отличницы — определение в психологии, которое обозначает стремление человека к перфекционизму, идеализму во всем. Данный комплекс способен проявляться у детей, а также во взрослой жизни. Развивается психологическая проблема еще в пубертатном периоде, не оставляя женщину или мужчину и в старшие сознательные годы.
Синдром характеризуется навязчивым желанием получать самые высокие оценки любой своей деятельности, что часто перетекает в невроз. Проявляется это в самых разнообразных жизненных сферах.
Комплекс отличницы или отличника приносит человеку сильный психологический дискомфорт, а иногда сопровождается и физиологическими проявлениями — потерей аппетита, плохим сном, повышенной тревожностью, апатией.
Развивается данный синдром еще в детские либо подростковые годы. Родители или другие старшие родственники ждут от своих детей высоких показателей в учебе, спорте, творчестве.
Из-за этого у мальчика или девочки формируется навязчивое ощущение, будто заслужить любовь и похвалу можно только путем реализации чьих-то ожиданий.
Подросток начинает думать, что без получения хороших оценок в школе либо где-то еще члены семьи не любят его, разочаровываются, огорчаются такому исходу.
Чтобы воплотить в жизнь то, чего ждут родители, ребенок пытается преуспеть во всем. Однако никакого удовольствия, радости, удовлетворения ребенок не получает. Напротив, у него или у нее всегда присутствует мысль о том, что можно было сделать еще лучше. Человек, страдающий от комплекса отличника, стремится к идеализму и перфекционизму даже в самых незначительных деталях.
Многие родственники и члены семьи настолько привыкают к поведению ребенка, что не замечают в этом проблемы. Они поощряют мысли подростка, поддерживают их, давят психологически. Это еще больше усиливает невроз девочки или мальчика.
Основными причинами развития синдрома принято считать следующие распространенные факторы:
- 1. Требование высоких оценок в ультимативной форме. Часто родители манипулируют, провоцируют ребенка, и он начинает «зарабатывать» любовь к себе пятерками.
- 2. Реализация своих несбывшихся мечтаний через младшего члена семьи. Сфера деятельности может быть безразлична подростку, но он продолжает заниматься навязанным делом, чтобы удовлетворить родственника.
- 3. Игнорирование заниженной самооценки. Из-за этого девочка или мальчик стараются самоутвердиться путем получения высоких баллов в школе или где-то еще.
Часто взрослые люди, страдающие данным комплексом, не имеют собственного мнения в сознательном возрасте, отталкиваются от ожиданий своих близких, боясь их разочаровать. Они могут выходить замуж или жениться не по большой любви, а потому что потенциальный партнер устраивает родителей.
Чтобы предотвратить развитие психологической проблемы у ребенка, необходимо поменять его отношение к успехам.
Если подросток получает низкие баллы в школе, то следует разобраться, почему. Иногда причина кроется в банальном непонимании преподаваемого материала. Ни в коем случае нельзя кричать, упрекать, критиковать, унижать человека.
Необязательно причина кроется в школе и способностях к обучению.
Иногда родители требуют от детей обязательного исполнения каких-то дел по хозяйству, заботы о младших членах семьи, реализации в творчестве, спорте, других сферах деятельности.
Посильные обязательства на подростков возлагать можно. Но нельзя требовать их исполнения в ультимативной форме, указывать, ставить свое мнение выше и значимее.
Одним из основных симптомов, способных указать на наличие синдрома отличника, является абсолютная неудовлетворенность собственной жизнью и сопутствующие желание следовать идее быть лучше всех. Необходимо ответить себе на вопрос, нужен ли этот перфекционизм самой женщине или мужчине, есть ли польза от этого стремления казаться старательнее остальных.
Помогут книги по психологии, описывающие различные техники избавления от компульсий. В крайнем случае рекомендуется сходить на консультацию к психотерапевту.
Существует упражнение, позволяющее быстрее избавиться от навязчивой мысли быть «отличником». Нужно выполнить какое-то задание на работе не идеально, а просто хорошо, в соответствии с требованиями.
Высока вероятность того, что коллеги даже не заметят разницы и похвалят за получившийся результат. Спустя какое-то время человек, который страдает синдромом, поймет, что никто не оценивает его труд.
Это обесценит идею о том, что надо делать все идеально.
Источник: https://doctorfeel.net/human-psychology/psychological-features/sindrom-otlichnicy.html
Синдром отличника или отличницы: что это и как от него избавиться
Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать.
Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника, а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни.
Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.
Важный момент: мы не будем затрагивать такие темы, как профилактика такого состояния еще в детском возрасте и то, как не дать сформироваться синдрому отличника.
В центре нашего внимания – синдром отличника у взрослых и борьба с уже имеющимся состоянием. И еще одна ремарка. Некоторым свойственно считать, что понятие «синдром отличника» и «перфекционизм» полностью совпадают.
Мы не согласны с такой точкой зрения, подробнее об этом – в последней части материала.
Синдром отличника: описание и особенности
Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит.
В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят. А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры.
В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?
А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь. Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни.
Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий.
Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).
Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна.
Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д.
Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).
Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо.
В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества.
Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль. Об этом мы расскажем чуть ниже.
Причины возникновения синдрома отличника
И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится.
Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника.
Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок, и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.
Родительско-детские отношения
Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости, или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца.
Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д. При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.
Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания).
Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки.
Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы, напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.
Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка. Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным.
Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей.
А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.
Особенности характера и мировосприятия
Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.
В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон: «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит, у меня все в жизни будет прекрасно».
Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы.
В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками.
Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.
Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех.
В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности.
И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.
Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками: ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего.
Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо.
Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.
Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.
Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?
Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно.
Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной. Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки.
Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.
Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.
Добейтесь неотличного результата
Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности.
Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д.
Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.
Научитесь снимать с себя ответственность
«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают.
Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала.
Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам. Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными.
Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.
Разрешите себе ошибаться
Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д. Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа.
Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому. В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения.
Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника.
Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь».
Научитесь работать с критикой
Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику.
Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу.
Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.
Ограничивайте время
Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона).
Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным.
(Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)
Расставляйте приоритеты
Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д.
Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.
Проследите за взаимосвязью
Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки, чтобы избавиться от синдрома отличника.
Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д.
Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника.
Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.
Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?
Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.
При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в нашем материале.
Источник: https://experimental-psychic.ru/sindrom-otlichnika/